Экономическая ситуация на рынке ЛКМ в Азиатско-Тихоокеанском регионе

29.07.2015 11:05
Просмотров: 3519
Экономическая ситуация на рынке ЛКМ в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона (к ним относятся Россия, США, Канада, Австралия, КНДР и КНР, Вьетнам, Тайвань, Япония, Чили и другие) последние пять лет демонстрируют продуктивную работу по развитию химической промышленности в целом и отрасли ЛКМ в частности. На сегодняшний день в АТР входят государства, на чью долю приходится более половины рынка лакокрасочных изделий, это больше, чем в Европе и Северной Америке почти в 1,5 раза. Показатели Азиатско-Тихоокеанского региона на биржах растут, и даже некоторое снижение продаж в 2011 году кардинально на ситуацию не повлияло. Каковы причины такого экономического роста? Эксперты сходятся на том, что, в отличие от других регионов с постепенным развитием, АТР выбрал стратегию скачка – более рискованный, но и более результативный путь.

Концерн BASF завоевывает Тихий океан

Концерн BASFНе последнюю роль в экономическом подъеме АТР сыграл самый крупный в мире химический концерн BASF, который помимо лаков и красок выпускает пластмассы и различные виды химии для строительства, сельского хозяйства и быта. Штаб-квартира концерна расположена в Германии, однако с 2012 года компания активно внедряется в Азиатско-Тихоокеанский регион с целью расширения производства.

Сегодня концерн запускает в АТР уже третий завод полимерных дисперсий (это специфические химические вещества, при смешивании практически не вступающие друг с другом в реакцию). Предшествующие производства полимерных дисперсий BASF открывал в Индонезии.

В Малайзии же расположен завод BASF PETRONAS Chemicals, производящий акриловые мономеры – сырье, необходимое для изготовления дисперсий. Таким образом, BASF, вероятно, создают задел для целого промышленного комплекса ЛКМ на территории Малайзии. Помимо этого, отсюда руководству будет проще следить за экономической ситуацией на рынке ЛКМ в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

По словам одного из старших вице-президентов BASF, новый малайский дисперсионный завод будет пользоваться последними технологиями, разработанными в компании, и активно сотрудничать с производством акриловых компонентов в Китае, тем самым расширяя влияние концерна.

Производство в Малайзии будет специализироваться на полимерных дисперсиях на основе акрила для строительной отрасли. Товары будут реализовываться на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, в основном, Юго-Восточной Азии (Малайзия, Лаос, Вьетнам, Камбоджа и др.)

BASF всерьез взялись за развитие перспективного региона, инвестировав в АТР 10 миллиардов евро. По прогнозам аналитиков, к 2020 году в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет производиться около 80% мировой лакокрасочной продукции.

Производство кораблей помогает лакокрасочной промышленности

Краски для производства кораблейВажным фактором развития производства ЛКМ в Азиатско-Тихоокеанском регионе является то, что здесь производится больше всего в мире новых судов, а также регион является лидером по ремонту кораблей.

Данная сфера деятельности напрямую связана с лакокрасочной промышленностью, так как приведение судов в порядок предполагает их покраску, покрытие влагостойкими и антибактериальными веществами и т. д. КНР, Корея и Япония в общей сложности производят 80% новых кораблей в мире, соответственно, рост лакокрасочной промышленности в этих странах в 3 раза выше, чем в других частях света.

Именно поэтому Азиатско-Тихоокеанский регион представляет огромный интерес для компаний, занимающихся производством и сбытом ремонтных ЛКМ.

Еще в 2012 году в АТР пришли Advanced Polymer Coatings, чтобы, несмотря на рост цен на материалы, реализовывать свою продукцию в Китае и Корее.

Развитые европейские компании, специализирующиеся на ЛКМ, привозят в страны АТР новые технологии, которые активно перенимают азиатские коллеги. Так, последней тенденцией в производстве судовых ремонтных материалов являются лаки и краски на основе нелетучих веществ, а также обезжиривающие покрытия и вещества, борющиеся с обрастанием водорослями и микроорганизмами благодаря специальным биодобавкам.

Рынок добавок для ЛКМ – перспективная отрасль

Рынок добавок для ЛКМ в судостроенииЭкологические требования к химическим материалам становятся все строже и требуют определенных свойств веществ. Так, помимо своих чисто функциональных качеств, химическая продукция должна предотвращать рост микроорганизмов и бактерий, появление неприятных запахов и так далее.

Все это предоставляет широкий спектр деятельности для лакокрасочных компаний. И поскольку экологический менеджмент не стоит на месте, спрос на специальные добавки неуклонно растет, так как требуются все новые и новые составы веществ.

По подсчетам исследователей, с 2012 года в производство добавок для ЛКМ было инвестировано 6 миллиардов долларов. До недавнего времени в производстве лидировали США, но с 2014 – 2015 года первенство перехватили страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Благодаря тому, что в АТР сосредоточены страны с развивающейся экономикой, промышленность там находится на стадии расширения, активно повышаются темпы роста строительства – таким образом, крайне востребовано производство ЛКМ и, соответственно, добавок для них. Чего не скажешь об аналогичных рынках Европы и Северной Америки, чьи позиции подкосил кризис 2008 года.

Именно Азиатско-Тихоокеанский регион способствует на сегодняшний день повышению спроса на рынке ЛКМ.

По оценкам экспертов, в следующем году на него придется 40% мирового спроса. Количество закупаемых добавок растет в геометрической прогрессии: если до с 2000 до 2015 года суммарный объем рынка составлял 200 тысяч тонн, то к 2016 году он составит более 300 тысяч тонн.

Наиболее популярными добавками являются модификаторы текучести веществ, биодобавки, предохраняющие от микроорганизмов. На третьем месте по спросу находятся поверхностно-активные вещества, снижающие поверхностное натяжение. Далее – добавки, ускоряющие высыхание красок и снижающие образование пены. В производстве лидирует Азиатско-Тихоокеанский регион.

Особенно замечательные темпы развития демонстрирует Китай, на чью долю приходится почти половина мирового рынка добавок для лакокрасочных материалов, что даже больше, чем у Америки. Китай успешно справился с экономическим кризисом, и сейчас является благоприятной площадкой для развития бизнеса и привлечения инвестиций. Активно ведутся переговоры с партнерами в Европе и США. Одной из первых компаний, проводивших исследования в Китае и заключивших с ним договор, была Lubrisol Corporation. В 2010 году она построила в Гаоляне завод функциональных химических добавок и смазочных материалов.

Будущее ЛКМ в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Развитие лакокрасочной промышленности способствует экономическому подъему региона. Расширение сферы ЛКМ напрямую зависит от уровня валового внутреннего продукта страны – соответственно, у Китая, Кореи, Японии и других стран АТР есть хорошая перспектива и дальше занимать ведущие позиции в лакокрасочной промышленности.

ЛКМ в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Еще один фактор роста производства ЛКМ – потребление продукции на душу населения. По данным различных исследований, в Европе гражданин приобретает в среднем 8 литров краски в год. В то же время в США – 12 литров. На третьем месте находится Латинская Америка, а вот АТР по этому показателю как раз отстает. В то же время рост уровня жизни в этих странах, вызванный промышленным всплеском, повлечет за собой потребление населением строительных и ремонтных материалов. А учитывая ежегодный процент прироста населения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, можно с уверенностью сказать, что показатель подушевого потребления ЛКМ вскоре достигнет желаемого уровня.

Самое главное, что вопреки трудностям, Китай и Индия даже при сниженных показателях производства (всего 10%) останутся мировыми лидерами в индустрии ЛКМ. Сегодня это очень привлекательная для инвестирования сфера.

По мнению ведущих экономистов, скорее всего рынок ЛКМ продолжит расти, и в 2016 году на нем будет вращаться 150 млрд долларов. При этом страны Евросоюза окончательно сдадут свои позиции в этой области в пользу Азиатско-Тихоокеанского региона. Немаловажную роль здесь играет то, что производство ЛКМ сейчас благоприятно не только для крупных компаний, но и для малого и среднего бизнеса, который также активно развивается в странах Азии.

К 2016 году условия на рынке ЛКМ будет диктовать АТР, и в этих условиях придется работать Европе, все еще страдающей от кризиса. Европейское строительство находится в стагнации, хотя какую-то часть показателей Евросоюз сможет нагнать за счет подушевого потребления.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе наблюдается совсем иная ситуация: привлечение инвестиций и сотрудничество с США увеличило уровень средней заработной платы, произошел мощный приток населения в города, повысились цены на изготавливаемые ЛКМ, и постепенно производители от количества переходят к вопросу качества продукции.