Звук музыкальных инструментов

Наверное, этим вопросом задаются все музыканты. Как известно все музыкальные инструменты покрываются слоем лака, да еще и не одним. Помните знаменитую скрипку Страдивари? Она имела неподражаемое звучание. Оно исходило, прежде всего, от лака, как многие считали. Все тогда говорили об уникальном секрете. Кажется, он был даже утрачен. Однако нет, многие современные мастера заявляют, что секрет не только не утрачен, но им пользуются до сих пор. Есть разные виды лаков, какие-то из них можно применять для виолончели, а какие-то для альта.

Современные мастера в один голос говорят, что поточное производство музыкальных инструментов и соответственно покрытие стандартными лаками привело к тому, что они просто не звучат или звучат ужасно. Итальянским же средневековым лакам до сих пор поются хвалебные песни. Итальянский лак имеет золотистый цвет, он хоть и прозрачен, но способен укрыть инструмент так, что он приобретет неожиданный благородный оттенок. Кроме того, лак обладает эластичностью. Именно поэтому музыкальные инструменты того времени до сих пор поражают своим изысканным звучанием.

Лак для музыкальных инструментов

Лак для музыкальных инструментовУже в наши дни доказано, что лак действительно оказывает значительное влияние на звучание инструмента. Тот легендарный лак был создан из смолы дерева, которого сейчас на планете нет. Росло это дерево в Индии, но причины его исчезновения не понятны. Сегодня многие склонны считать, что это на самом деле миф. Такого дерева никогда и не существовало. Однако многие мастера музыкальных инструментов рассказывают эту легенду в полной уверенности, что это быль.

Понятно все-таки одно:

  • каждый мастер имел свой личный рецепт приготовления лака,
  • каждый мастер хранил этот рецепт как зеницу ока.

Благодаря этому мы знаем оранжевый лак Страдивариуса, гварнериевский лак Иосифа Гварнери и так далее.

Специалисты приходят к выводу, что у итальянских мастеров был единый рецепт лака. Но поскольку производился он не так, как он производится сейчас промышленным способом, каждый мастер готовил его самостоятельно. Соответственно, он мог добавлять какие-то ингредиенты, улучшая или ухудшая его качество. Как правило, качества все-таки улучшались и поэтому в памяти людей остались эти знаменитые лаки. Получается, что с уходом Страдивариуса исчез рецепт его лака, когда ушел в мир иной Николай Амати, то и его уникального лака не стало.

Но ведь у каждого мастера были ученики. Они-то могли знать рецепты лаков? При изучении вопроса выяснилось, что даже при одинаковом лаке существует еще искусство или умение покрывать лаком поверхность музыкального инструмента. Это хорошо видно при сравнении тех же инструментов оставшихся из Средневековья.

Тогда поговорим не о рецепте лака, а об искусстве лакирования. Этим-то и отличались настоящие мастера от своих учеников и подмастерьев.

Что нужно для правильной лакировки

Каждый мастер был настоящим художником.

Соответственно он должен был обладать такими качествами как:

  • художественный вкус,
  • навык владения кистью,
  • чувство меры.

Эти качества мастер, конечно, уносил с собой в могилу и конкуренцию ему составить мог только тот ученик, который обладал так же художественным чутьем и мастерством.

Можно ли воссоздать средневековый лак

Можно ли воссоздать средневековый лакНужно сказать, что лак это не что иное как раствор смолы. Она растворяется в некоторых веществах и после высыхания образовывает прочное покрытие. Это покрытие изначально предназначалось для сохранения музыкального инструмента, да и вообще любого предмета. Уже позже стали понимать, что оно оказывает какое-то влияние на качество звучания музыкального инструмента. Растворителем смолы, как правило, является крепкий спирт. После растворения смолу смешивают с эфиром, который и испаряется. В составе важно, принципиально важно, соблюдать пропорции.

Есть два способа лакирования музыкальных инструментов.

  • холодный,
  • горячий.

Вышеописанный процесс растворения смол это холодный способ. При горячем способе масляные лаки варят. Когда раствор густеет, в него добавляют терпентин, что и делает лак прозрачным. В качестве смолы нередко брали янтарь. Янтарный лак действительно самый прочный. Для растворения янтаря достаточно крепкого спирта. Но иногда этот лак получался слишком жидким, потому, что соотношение спирта и смолы было разным. То есть спирта намного больше, чем необходимо. Тем не менее, даже такой раствор использовали, вот только называли его политурой, а не лаком.

Итальянские лаки, которые доступны для исследования, создавались около двухсот лет назад.

Конечно, судить обо всех деталях мы не можем. Относительным остается и цвет лака. До нашего времени он дошел изрядно потемневшим. Кроме того, на покрытие воздействуют климатические особенности и самый главный враг всего – время. Однако надо отдать должное, инструменты до наших дней хорошо сохранились. Это и стало возможным потому, что они покрыты лаком. Когда-то они имели совсем друг вид и другое звучание. Но вот что действительно важно, это понять какая смола была основой для средневековых лаков? Вообще прочность это естественное состояние для любой смолы, но вот эстетические качества для многих смол не характерны.

Лак для скрипки

Лак для скрипкиЕсть два способа сделать музыкальный инструмент гладким и блестящим.

  • Первый способ, нанесение лака с помощью кисти в несколько слоев.
  • Второй способ, лак наносят, но после высыхания изделие полируют, до придания глянцевого блеска.

Некоторые исследователи заметили, что старые скрипки, например, имеют неоднородную покраску. То есть, середина деки всегда светлее, а края темнее. Может быть, скрипки лакировали особым образом или просто использовали для этого разные лаки? Где-то применяли масляные лаки, а где-то только политуру.

Не менее интересен вопрос, а зачем вообще лакируют скрипки? Мастер, создающий скрипку, всегда пробует ее звучание на разных стадиях создания. Даже без лака она превосходно звучит. Но если при ее лакировке лак использовался низкосортный, то качество звука исчезало. Это мог заметить даже не специалист. Тем не менее, оставить скрипку не лакированной нельзя. Сочность звуков со временем пропадает. Древесина утрачивает свои свойства и ее требуется законсервировать. Сделать-то это можно с помощью лака. Конечно, на звук влияет в большей степени конструкция скрипки, ее анатомия. Но и состояние древесины тоже важно.

Но вернемся к лаку. Понятно, что плохой лак может испортить самую лучшую скрипку. А вот хороший лак способен сделать ее королевой инструментов, как ее обычно и называют. Во время игры вибрация звука проходит через все тело скрипки.

Лакированная поверхность является хорошим резонатором. Если поверхность получается идеально ровной, то для звука не создается никаких препятствий.

Для сохранения инструмента лак оказывается, не менее важен. Все знают, что древесина при высыхании сжимается. Поры ее сужаются и естественно, это отражается на качестве звука. Если скрипку оставить без лака, то со временем деки могут растрескаться и даже если они останутся целыми звук все равно будет слабый и не красивый. Лакированная поверхность позволяет порам не высыхать слишком быстро. Лак сам заполняет эти поры и потому древесина долго не усыхает, это раз, и звук не пропадает, а только усиливается со временем, это два.

Заключение современного специалиста

Рецепт лака для скрипкиИтак, после изучения и размышлений на тему, каким должен быть лак для скрипки и для музыкального инструмента вообще, можно уверенно сказать, что лак должен быть только масляный.

Можно использовать такой рецепт:

  • одна часть плавленого янтаря,
  • одна часть льняного масла,
  • две части скипидарной эссенции,
  • уайт-спирит.

Готовить лак начинать нужно со строго определения пропорций. Лучше всего варить лак в колбе с узким горлышком. Когда при нагревании смола становится похожей на жидкость, это говорит о том, что температура достигла 160 градусов. После полного расплавления смолы добавляем масло. Делаем это постепенно, взбалтывая и нагревая. Наша цель, добиться однородности состава. Когда добавляем растворитель, доводим до кипения. Когда мы видим, что масса стала однородной, слегка остужаем ее и процеживаем через льняную ткань.

Лак готов и его можно наносить на инструмент. Кстати, если он еще некоторое время постоит, то все грубые частицы, которые смогли проникнуть через льняную ткань, осядут на дно. Качество лака, таким образом, улучшится.

материалы по теме

Смолы для лаков

Смолы для лаков

В доле продукции, выпускаемой лакокрасочной промышленностью, лаки занимают не малое место. Они активно используются как на промышленных производствах, так и в домашних хозяйствах. Лаки служат отличным защитным средством для потерявших свой внешний вид поверхностей и предметов мебели. Как всем известно, лаки бывают цветные и бесцветные, но все образуют прочную прозрачную плёнку, которая может продлить срок эксплуатации обработанной поверхности в несколько раз.

Краски для витража

Краски для витража

Творческим личностям всегда свойственны поиски для себя чего-либо нового, неизведанного, еще неизученного ими. Им присуще находиться в постоянных поисках себя и нового увлекательного хобби. Так что роспись витражами по стеклу – как раз то, что нужно любителям изобразительного искусства. 

Создание красок

Создание красок

Продукция промышленности, выпускающей лаки и краски предназначена для обработки различных плоскостей. Она представлена особыми растворами (суспензиями), которые наносятся на нужную поверхность, после чего получается покрытие с заданными качественными характеристиками. Такая продукция относится к материалам для строительства, ремонта и отделки, она подразделяется на большое число видов: клей, шпаклевка, разные краски, грунтовки, эмали и другие изделия.