До некоторого времени в качестве автоэмалей использовали целлюлозные краски. Теперь на смену им пришли глифталевые лаки и краски. Они создаются из синтетических смол и во многом превосходят целлюлозные краски.
Для начала посмотрим на глифталевые краски. Ее главным недостатком называют длительность высыхания. Для того, чтобы создать твердое покрытие ей потребуется сутки. При этом должен быть определенный температурный режим, краска будет сохнуть ее медленнее, если температура опустится ниже 20°С. Но, достигнув полной твердости, примерно через месяц, красочный слой уже не растворить растворителем, ни поцарапать невозможно.
Глифталевая эмаль это толстая пленка и она не требует никакой дальнейшей обработки, например, полировки. Срок высыхания можно сократить, если температуру увеличить до60-80°С. Но такое возможно только при отсутствии пластиковых деталей кузова. При использовании глифталевых красок и лаков поверхности требующие покраски необходимо не только очищать тщательно от старой краски, пыли и грязи, но и хорошо грунтовать. Их можно разводись специальными растворителями, но степень густоты лака зависит от температуры воздуха. Если краска все-таки слишком густая, то ее можно развести но не более чем на 35%.
Чрезмерное разведение краски способно ухудшить ее свойства.
Для улучшения качеств глифталевых красок и сокращение срока высыхания в них добавляют различного рода активаторы и отвердители. Когда они оказываются в составе краски, то процесс высыхания становится короче. Впоследствии эти добавки положительно влияют на твердость красочного слоя.
Говоря о современности глифталевых красок необходимо заметить, что известны они были уже в 30-х года прошлого века.
В этих красках воплотились такие требования как:
Но большой срок высыхания способствует тому, что на слой краски налипает пыль. Решить эту проблему часто стараются с помощью сушильных камер. Там повышенная температура и краска отвердевает быстро. Но при этом страдают пластиковые и резиновые детали машины.
Большая сравнительно история краски позволяет проследить путь ее совершенствования. Так долгое время однокомпонентные глифталевые имели все свои недостатки, и это не способствовало их популярности. Все изменилось, когда в краски стали добавлять отвердители. Как выяснилось, отвердитель только улучшил качество красочного слоя, не говоря уже о том, что значительно сократил срок высыхания слоя.
Как уже говорилось, окрашиваемая поверхность должна быть загрунтована. В качестве грунта используют лаки, акриловые, эпоксидные и акрилополиуретановые. Эти лаки не чувствительны к температуре, а вот термопластичные основы в качестве грунта для глифталевых красок не годятся.
Красочный слой, как правило, наносят в два слоя. Если покраска производится краскопультом, то первый слой наносят тонким, для лучшего сцепления с поверхностью. Когда он немного схватится, только тогда наносят второй и финальный слой краски. Если первый слой наносят вдоль, то второй слой поперечный. Кстати, здесь можно увидеть потерю качества краски при разведении. Если был превышен предел разведения, то при высыхании краска будет стягиваться и поверхность будет не гладкой и глянцевой, а напомнит корку апельсина. Краска обладает высокой степенью укрывистости. Но в некоторых случаях требуется еще и третий слой. Но наносят его не ранее чем через 24-36 часов.
Горячий способ сушки глифталевых красок приводит к тому, что время нахождения кузова автомобиля в камере для сушки может составить всего лишь тридцать минут. Речь идет о двухкомпонентной краске. Но однокомпонентные краски также начинают сохнуть быстрее при повышении температуры. Кроме того, они начинают лучше растекаться, так как их вязкость снижается. Именно поэтому краскораспылитель нередко оборудован приспособлением для подогрева краски. Желательно так же и окрашиваемой поверхности придать температуру в двадцать градусов, не ниже. Есть еще один нюанс, краска может быть разогрета только один раз и поэтому необходимо брать ее такое количество, которое будет использовано за один раз. После охлаждения краски выпадает осадок и в дальнейшем ее использование невозможно. Такую краску остается только выбросить.
Конечно, при горячем способе нанесения краски пары растворителя ощущаются очень остро. Избежать этого можно только нанося краску холодным способом. Слой так же получается ровный, без подтеков. Вот только он будет толще. Единственное условие температура воздуха при этом не ниже двадцати градусов.
Горячий способ нанесения считается более экономным. В то время как холодный способ более безопасным.
В целом, краска создает ровный и красивый слой, как уже несколько раз упоминалось. Но конечно, часто возникают в процессе окрашивания дефекты покрытия. Например, если краска чрезмерно разведена, то при высыхании ровного слоя не будет, не стоит говорить об идеальности покрытия и при слишком толстом слое. В этом случае краска будет трескаться при высыхании или позже. При просушивании в условиях низкой температуры так же появляются дефекты. Горячий способ нанесения и сушки непригоден для красок серии металликов.
Чтобы лучше оценить свойства той или иной краски, ее можно сравнить, например, с акриловыми красками и лаками.
В акриловых красках различают две разновидности:
Первый вид красок можно применять исключительно в заводских условиях. Для их высыхания требуется высокая температура, которую можно создать только в сушильной камере. Что касается второго вида акриловых красок, то они применимы в естественных условиях. Поэтому для покраски автомобилей после ремонта чаще всего используют именно их.
Термотвердеющие лаки были запатентованы в 1958 году в Соединенных Штатах. Они так же в своей основе имеют синтетические смолы, которые создают из нефтепродуктов. Особенность этих лаков и красок заключается в том, что они застывают только при высокой температуре. Поэтому они оказались совершенно непригодны для ремонта, так как окрашивание поверхности может быть только в камере. Для ремонта чаще использую термопластичнее лаки. Они высыхают за счет того, что содержащийся в них растворитель испаряется.
Если говорить о преимуществах термопластичных лаков, то среди них называют в первую очередь короткий срок высыхания. Даже если нет искусственного повышения температуры, в естественных условиях лаки сохнут быстро. Поверхность имеет красивый блеск, но чтобы добиться ровного и плотного укрытия придется сделать несколько слоев. Это относится уже к недостаткам.
Из-за прозрачности акриловых лаков требуется перед их нанесением делать подложку. Для этого используют целлюлозный грунт, эпоксидный, акриловый или виниловое хромофосфатное защитное покрытие. Применяют и изолирующий грунт, но в том случае, если поверхность уже окрашена неизвестной краской. Акриловый лак наносят слоями с помощью краскораспылителя. Между слоями выдерживается интервал до десяти минут. За это время должен испариться растворитель. При низкой температуре время между нанесением слоев увеличивается, так как все процессы замедляются. Если время не выдерживать, тогда под образовавшейся пленкой останется не затвердевший лак.
Затвердевание слоя происходит в несколько этапов. Сначала, минут через 5, пыль не прилипает. Через 15 минут можно трогать слой ладонью, а через два часа слой набирает твердость. В сушильной камере все процессы пройдут быстрее. Затвердевший слой лака можно полировать для придания ему более яркого блеска. Если поверхности сушили в камере, то после их охлаждения и производят дополнительную полировку.
При высыхании в естественных условиях полировка допустима только после шести часов после нанесения последнего слоя лака.
Акриловые краски производятся на основе алкидных смол. Поверхность водоотталкивающая, не истирается. В качестве разбавителя рекомендуют уайт-спирит.
Акриловые краски рекомендуют в тех случаях, когда требуется покрасить автомобиль быстро и качественно. Красочный слой будет прочным, блестящим, ему не страшны ни растворители, ни царапины. Конечно, быстрый результат в окрашивании получается не так быстро как хотелось бы и все потому, что в один слой перекрыть поверхность не получится. Для этого потребуется несколько слоев, и обязательное время выдержки между слоями.
ЛКМ | Группа | Характеристики покрытий |
---|---|---|
Атмосферостойкие | 1 | Покрытия, стойкие к атмосферным воздействиям в различных климатических условиях, эксплуатируемые на открытых площадках |
Ограниченно атмосферостойкие | 2 | Покрытия, эксплуатируемые под навесом и внутри неотапливаемых и отапливаемых помещений в различных климатических условиях |
Консервационные | 3 | ЛКП для временной защиты окрашиваемой поверхности в процессе производства, транспортирования и хранения изделий |
Водостойкие | 4 | Покрытия стойкие к действию пресной воды и ее паров, а также морской воды |
Специальные | 5 | ЛКП со специфическими свойствами: стойкие к рентгеновским и другим излучениям, терморегулирующие, противообрастающие, для пропитки тканей, окрашивания кожи, резины, пластмасс, гигиенические, противоскользящие и др. |
Маслобензостойкие | 6 | Покрытия, стойкие к воздействию минеральных масел и консистентных смазок, бензина, керосина и др. нефтяных продуктов |
Химически стойкие | 7 | ЛКП, стойкие к воздействию кислот, щелочей и других жидких химических реагентов и их паров |
Термостойкие | 8 | Покрытия, стойкие к воздействию повышенных температур |
Электроизоляционные и электропроводные | 9 | ЛКП, подвергающиеся воздействию электрических напряжений, тока, электрической дуги и поверхностных разрядов |
Делаем ли мы дома ремонт, выбираем краску для автомобиля или производим фасадные работы на даче, мы используем продукцию лакокрасочной промышленности. Выбирая лаки, краски, шпатлевки потребителю необходимо учитывать, для какого рода работ она будет использоваться, и в каких условиях затем будет эксплуатироваться. Поэтому, приобретая продукцию лакокрасочной промышленности, следует обращать внимание на такие параметры, как состав, подходящий для той или иной среды, влагостойкость и т.д. Эти параметры зашифрованы в обозначениях, которые производитель наносит на свою продукцию. Именно маркировка призвана рассказать нам все о свойствах и происхождении товара, поэтому задача грамотного потребителя – научиться ее правильно читать. Прочтя о свойствах товара, мы с большей вероятностью выберем то, что нам нужно, с первого раза, потратив на выбор минимум времени.
Нанесение краски на различные материалы называется шелкография или трафаретная печать. Самое ценное в таком виде печати – возможность наносить рисунок разной толщины. Для изготовления таких работ используют трафаретную краску.
В Москве состоялся праздник Холи. Это торжество пришло к нам из Индии, где его празднуют с древних времен. В Индийской культуре это языческий праздник, точная версия происхождения которого до сих пор не установлена. Самая древняя история празднования холи – миф о том, как Кама была сожжена одним взглядом Шивы. Другие версии рассказывают о Кришне и его играх со своей возлюбленной.