Европейские исследователи впервые создали экологически дружественное и устойчивое решение краски против биообрастания, которая не основана на биоцидной эмиссии или низкой адгезии.
Проект Low Emission Antifouling (LEAF), финансируемый ЕС, разработал экологически безвредный и полностью устойчивый прототип краски, чтобы минимизировать ущерб крейсерских кораблей и статических конструкции от обрастания морскими организмами.
Наличие обрастания микро- и макроскопическими организмами, такими как усоногие раки, на корпусе судна может стать серьезной проблемой для моряков. При размножении они образуют отложения кальция под краской судна, что, в свою очередь, препятствует плавному потоку жидкости и может уменьшить эффективность использования топлива до 40%, а также привести к повышению выбросов углерода. Это является серьезной проблемой, в частности, для крупных судов и морских сооружений.
Традиционно в корпусной краске применяется, яд на основе биоцида, такой как оксид меди, чтобы убить любые организмы, пытающиеся прикрепиться, и 90% морского флота в мире покрыты такими системами против обрастания на основе меди.
Тем не менее, покрытие корпуса судна таким веществом значительно увеличивает риск выбросов токсинов в окружающую воду, убивая других морских обитателей. Кроме того, покрытия с низкой адгезией страдают недостатками низкой прочности и связанных с ними высоких материальных и эксплуатационных расходов.
Для того чтобы значительно уменьшить экологический вред и обеспечить решение, которое одновременно и устойчивое и экономически эффективное, инновационный подход, использованный проектом LEAF, не зависит от воздействия и выделения биоцидов в воду.
Вместо этого эффект прототипа краски против обрастания основан на непосредственном контакте обрастающих организмов с биоцидом, который находится непосредственно в самом покрытии. Это также будет иметь дополнительное преимущество в обеспечении более длительного срока службы и уменьшении затрат на техническое обслуживание.
Многообещающие испытания, проведенные в европейских водах
После чуть менее трех лет разработок и тестирования в лабораторных и полевых условиях, проект LEAF зафиксировал успешные результаты в устойчивости и долговечности прототипа краски. Весьма перспективные испытания были проведены в скандинавских, средиземноморских и карибских водах.
Во время теста, который проходил в Италии в лагуне Градо, корпус лодки, который был окрашен на два с половиной месяца раньше, был полностью колонизирован кольчатыми червями, что свидетельствует о высоком давление обрастания. Кроме того, белая краска на крепежных конструкциях двигателя страдала от значительного обрастания морскими организмами.
После применения прототипа краски LEAF в тех же теплых водах лагуны, через три недели результат показал, что лодка обладала высоким уровнем эффективности против обрастания. Владелец лодки также подтвердил, что краска LEAF показала себя значительно лучше, чем коммерческие продукты, которые были использованы в предыдущих сезонах.
Кроме того, оценка воздействия на человека и водных рисков, которая проводилась в рамках проекта, показала, что краска LEAF, вероятно, соответствуют самым строгим глобальным системам регулирования, таким как европейское Положение о биоцидных веществах.
И хотя проект официально закончился в декабре 2015 года, команда LEAF в настоящее время работает с внешними партнерами над следующим шагом, необходимым для полной коммерциализации новых технологий и успешного выведения на рынок для всех заинтересованных конечных потребителей.
Продукция промышленности, выпускающей лаки и краски предназначена для обработки различных плоскостей. Она представлена особыми растворами (суспензиями), которые наносятся на нужную поверхность, после чего получается покрытие с заданными качественными характеристиками. Такая продукция относится к материалам для строительства, ремонта и отделки, она подразделяется на большое число видов: клей, шпаклевка, разные краски, грунтовки, эмали и другие изделия.