«Традиционная для Хорватии отрасль промышленности, направленная на производство лаков и красок, отличается чрезвычайно высоким уровнем качества продукции, широким ассортиментом и развитой торговой сетью», - утверждает Рената Патаркис, представитель Министерства Экономики Хорватии. После недавнего спада в этой индустрии начался этап подъема и восстановления, который привел к тому, что потенциал в развитии индустрии и увеличении объемов использования лакокрасочной продукции стал очевидным.
Статистические данные иллюстрируют небольшой спад в производстве лакокрасочной промышленности в период с 2010 по 2014 гг. Это – последствие кризиса, вызванного серьезными проблемами в строительной индустрии, которая является главным потребителем данной продукции. Тем не менее, выход из кризиса и медленное восстановление строительной активности могут привести к увеличению производства и использования лаков и красок. Такова позиция исполнительного секретаря Ассоциации Химической индустрии Министерства экономики Хорватии, Ренаты Патаркис.
Она также добавляет, что самые последние статистические данные за 2015 год указывают на то, что в производстве лакокрасочной индустрии произошел рост по сравнению с 2014 годом на 5,6%. Иными словами, в 2014 году в Хорватии было произведено 44622 тонны лаков и красок, а в 2015 – 47133 тонны. В соответствии с официальными данными, приведенными за 2014 год, общее количество компаний, зарегистрированных в качестве производителей лакокрасочной продукции, составило 46. Сотрудниками этих компаний являются 638 служащих. В 2015 году прибыль в данной отрасли промышленности достигла 81,64 миллиона евро, то есть на ее долю пришлось 0,4% совокупных доходов обрабатывающей промышленности Хорватии.
Традиционная для Хорватии отрасль промышленности, направленная на производство лаков и красок, отличается чрезвычайно высоким уровнем качества продукции, широким ассортиментом и развитой торговой сетью. Для данной индустрии характерны следующие черты: современное автоматизированное производство, высокий уровень производительности, экологическая безопасность процесса производства и модернизированная энергетическая структура. Все это вносит вклад в защиту окружающей среды, поэтому компании инвестируют в передовую продукцию на водной основе, в инновационные идеи и продвижение производственных технологий.
Все эти аспекты можно объединить в инвестирование в исследования и разработки. Рената Патаркис делает важное замечание: инвестирования в новые продукты и совершенствование уже существующих видов продукции привели к расширению ассортимента, благодаря чему компании способны конкурировать с крупнейшими иностранными лакокрасочными производителями на местном рынке. Более того, качество местной продукции также было высоко оценено потребителями зарубежных рынков.
Экспорт продукции
В 2014 году стоимость экспортируемых товаров лакокрасочной промышленности составила 411000 евро. Большая часть экспорта была осуществлена в страны, соседствующие с Хорватией: Словения, Босния и Герцеговина, Сербия, Италия, Турция и Македония. Импорт составил 1,4 миллиона евро. Такая большая разница между размерами экспорта и импорта лакокрасочной продукции указывает на то, что необходимо сокращать количество используемых импортируемых товаров, заменяя их на местные лучшего качества. Самыми крупными производителями в лакокрасочной индустрии Хорватии, по данным 2014 года, являлись Hempel (90 сотрудников) и Chromos Sujetlost (129 сотрудников).
Эта оценка была проведена на основе сравнения доходов компаний. Компания Hempel, которая отметила свою сотую годовщину существования в 2015 году, специализируется в производстве защитных покрытий для кораблей, кораблестроения и техобслуживания различных видов суден, заводов, яхт, лодок; а также в декоративных покрытиях (лаки и краски; растворители для лаков и другие дополнительные материалы). Что касается Chromos Sujetlost, производителя с более чем столетней репутацией, эта компания занимается производством антикоррозионных и отделочных красок, обеспечивающих защиту металла и дерева; красок для перегородок и цемента; красок для наружных стен и красок для плинтусов наряду с другими видами товаров, используемых для строительных целей.
Иван Кристо, менеджер Iskra Zelina, утверждает, что ситуация на рынке лакокрасочной промышленности все еще остается плачевной. Ни для кого не секрет, что влияние экономической рецессии продлится и на восстановление данной отрасли промышленности потребуется больше времени, чем изначально планировалось. Сфера строительства пострадала сильнее всего - количество новых проектов и объем работ в новых зданиях снизились. На данный момент сырье, необходимое для производства лаков и красок, поставляется в основном зарубежными компаниями и оплачивается либо заранее, либо в крайне малые сроки.
Однако временные рамки, в течение которых собирается выручка за продажи, намного более широкие по времени. Более того, покупательная способность клиентов не имеет тенденции к росту, что, в частности, отражается на спаде потребительского спроса на лакокрасочную промышленность. И. Кристо утверждает, что предпосылки для улучшения условий ведения бизнеса будут созданы за счет стимулирования инвестирования в данную сферу и возрастания покупательной способности потребителей. Воплотить такие планы в реальность возможно с помощью более целесообразного использования местных ресурсов и найма на службу большего количества безработных, которые могут стать «новым поколением» экономики. Именно они могут дать правильный импульс развитию экономики. Постоянная работа по улучшению инвестиционного и бизнес-климата также важна. Пессимистические настроения общественности определенно играют ключевую роль в снижении уровня потребления. Вместо инвестирования и потребления люди предпочитают сбережения денежных средств.
Работа в команде
Несмотря на то, что нынешние рыночные условия не играют на пользу хорватским производителям, Иван Кристо говорит, что они могут конкурировать с иностранными ключевыми игроками в данной сфере. Качество лакокрасочной продукции, произведенной в Хорватии, не уступает по качеству подобным товарам других рынков. Производство лаков и красок требует четкой и слаженной работы в команде, которую должен возглавлять высококвалифицированный работник, лидер. В Хорватии проблем с этим никогда не было. За последние пару лет производство экологически безвредных лаков и красок привлекло к себе большое внимание и вызвало общественный резонанс. Иван Кристо подтверждает, что хорватские производители вкладывают немало усилий в то, чтобы соответствовать данным требованиям.
Высокий уровень импорта из европейского союза
Джекса Синжер, член правления и доверенное лицо Sitolor Tvornica Boja, утверждает, что высокая активность в сфере производства лакокрасочной промышленности сопровождается серьезными бюрократическими проблемами с различными министерствами: Министерством Здравоохранения, Министерством Защиты Окружающей Среды и некоторыми другими. Более того, процесс получения разрешения на строительство нового завода является очень сложным и долгим вследствие множества законов и регламентов, через которые нужно пройти. Это делает процедуру получения разрешения «непрозрачной» даже для государственных учреждений.
Размеры импорта лаков и красок из Европейского Союза велики. По оценке Sitolor Tvornica Boja, доля местных производителей на рынке составляет 15%; местных производителей, которые имеют материнскую компанию за рубежом, - 25%; на иностранных производителей (большая часть которых – бывшие страны Югославии) приходится по 30%. Проблема заключается в том, что продукция, произведенная не в Европейском Союзе, не всегда соответствует стандартам, то есть все химикаты, которые содержатся в таких лаках и красках, необходимо регистрировать в специальных органах ЕС. Это ведет к нечестной конкуренции. Как следствие, можно прийти к следующему выводу: большой потенциал в совершенствовании и расширении индустрии кроется в снятии регламентации и упрощении процесса регистрации химикатов.
В настоящее время, когда мировой рынок то и дело попадает в зловещие лапы кризиса, производители того или иного сырья должны всеми возможными методами обеспечивать конкурентоспособность своей отрасли посредством введения новейших стратегий. Это необходимо компаниям, чтобы успешно работать и зарабатывать, а не просто держаться на плаву или тяжелым камнем идти на дно.