Сообщается, что в прошлом году голландская компания Hempel Group вложила 30 млн. евро в годовой объем производства 16 тыс. тонн ЛКМ на предприятии в Ульяновске. Аналогичный проект запланирован к реализации в ближайшем будущем турецкой компанией Kanat Boya, невзирая на возможные трудности из-за геополитической обстановки. PPG тоже собирается вложить порядка 30 млн. евро в производство 25 тыс. тонн материалов на заводе в Липецкой области.
«Сегодня объем российского рынка промышленных материалов в денежном эквиваленте оценивается в 128 млрд. руб. (примерно 1,76 млрд. долларов), в тоже время почти 50% приходится на импорт, - говорит Геннадий Аверьянов, руководитель Ассоциации «Центрлак». - Размер рынка декоративных материалов составляет 792 тыс. тонн и 89 млрд. руб (почти 1,22 млрд. долларов) в денежном эквиваленте. На этом рынке на протяжении последних лет объем импорта не превышает 15%».
По данным Росстата в 2015 году доля отечественного рынка покрытий составила 1,26 млн. тонн, что на 6% меньше, чем в предыдущем. По информации Аверьянова, компании испытывают определенные сложности. К примеру, в минувшем году лакокрасочные предприятия были загружены лишь на 40% от максимальной производственной мощности (по информации Росстата на 60%), в условиях низкого спроса и неразвитости экспорта. Однако, и Центрлак, и Росстат, говоря о дальнейшем уменьшении спроса на ЛКМ, сходятся во мнении, что работа местных производственных мощностей и зарубежных брендов в нынешнем году снизит эти показатели ещё больше.
"В текущем году отечественный рынок ЛКМ как минимум будет находиться в состоянии стагнации, - рассказал Валерий Абрамов, гендиректор компании «Русские краски», одного из ведущих производителей лакокрасочных материалов в России. - Сильная конкуренция в нынешнем году будет и дальше понижать цены, а самая большая доля рынка сместится в сторону экономичных ЛКМ. Спрос в целом будет стабилен, исключением станут лишь декоративные покрытия».
Участники рынка, зарубежные производители будут вкладывать в производственные мощности на территории России, потому что резкое падение российского рубля делает импорт довольно дорогим. Дирекция компании «Центрлак» считает, что, невзирая на общее равенство отечественных и зарубежных производителей, в ряде отраслей зависимость от иностранных материалов составляет 70-80%.
«К сожалению, все говорит о том, что экономические показатели в государстве в целом будут ухудшаться и нужно подготовиться к спаду в экономике. По этой же причине рынок ЛКМ в этом году повторит сценарий прошлого года с сокращением объемов продаж, ухудшением платежной дисциплины клиентов и падением рентабельности бизнеса. Наибольший спрос в сегменте декоративных, антикоррозионных и водно-дисперсионных материалов переместится в сторону экономичного сегмента.
В настоящее время, когда мировой рынок то и дело попадает в зловещие лапы кризиса, производители того или иного сырья должны всеми возможными методами обеспечивать конкурентоспособность своей отрасли посредством введения новейших стратегий. Это необходимо компаниям, чтобы успешно работать и зарабатывать, а не просто держаться на плаву или тяжелым камнем идти на дно.