Экологи призывают к использованию альтернативного вида краски, чтобы маркировать двойные желтые линии, разметки перекрестков и полос для движения автобусов.
Согласно новому исследованию, реки и озера Британии загрязняются микропластиком от краски, используемой для дорожной разметки.
Беспокойство по поводу влияния крошечных пластиковых фрагментов на морских птиц, рыб и других обитателей океанов растет в связи с докладом Проекта ООН по окружающей среде, который также предупреждает, что их присутствие в блюдах из морепродуктов «может представлять собой относительный риск для здоровья человека».
Такие опасения побудили правительство Великобритании запретить пластиковые микрогранулы в косметике.
В настоящее время одним из первых исследований по изучению проблемы в пресноводных средах обнаружило большое количество пластикового загрязнения в речных отложениях.
И значительная его часть состояла из пластичной краски, которая смывается с дорог.
Исследователи оценивали четыре участка в Темз-Велли: два на реках в сельской местности и два на участке немного вниз по течению от города Бракнелл.
Согласно статье, опубликованной в Marine Pollution Bulletin, в наиболее загрязненной территории, в непосредственной близости от города, они нашли в среднем 66 микропластических частиц в каждых 100г осадка, что примерно соответствует горсти.
Но даже на чистейшем сельском участке на реке Лич, было в среднем 18,5 частиц на 100г.
Ведущий исследователь доктор Элис Хортон, экотоксиколог в Центре экологии и гидрологии, сказала The Independent: «Я была весьма удивлена числу обнаруженных частиц».
«Я выбрала два места ориентира, потому что я думала, что они действительно чистые, но на самом деле я нашла достаточно большое количество, даже в местах, где довольно низкая плотность населения».
Некоторые частицы не были похожи на обычный микропластик.
«Я подумала: «Что это? Они не похожи на то, что здесь должно быть, но и не похоже на то, что отламывается от пластиковой бутылки или что-то подобное», — сказала д-р Хортон.
Исследователи использовали спектроскопию для определения того, из чего были сделаны частицы, которые были в основном красные и желтые, и размером от одного до четырех миллиметров.
Затем они сравнили их с краской с близлежащих дорожных покрытий, и доктор Хортон сказала, что «нет сомнений» в их происхождении.
«Там было это дорожное покрытие, на котором вся поверхность была полностью красного цвета. По какой-либо причине краску соединили с поверхностью щебёночного дорожного покрытия с гудроновой пропиткой», — добавила она.
Не ясно, насколько проблема серьезна.
«Очень маленькие организмы, как беспозвоночные и моллюски не могут, вероятно, их съесть, но животное, питающиеся отбросами, такие как рыбы и птицы, потенциально могли бы съесть их», — сказала д-р Хортон.
«То, что частицы там есть, вызывает опасение... они могут быть связаны с другими потенциально опасными химическими веществами. Это, очевидно, загрязняющее вещество».
Теперь она планирует провести пилотное исследование, чтобы изучить воздействия на пресноводную окружающую среду.
Исследование на мальках окуня показали, что они активно предпочитали поедать пластик, вместо планктона, которым они обычно питаются, что замедляло их рост и делало их вялыми, становясь легкой добычей для хищников.
Доктор Джереми Биггс, из Freshwater Habitats Trust, сказал, что было ясно, что потребуется сделать больше исследований, чтобы оценить масштабы этой проблемы.
«Если это было обнаружено, то, вероятно, это широко распространенная проблема, потому что дороги влияют очень сильно на пресные водоемы», — сказал он.
Д-р Биггс предлагает, что советы должны принять во внимание результаты, когда речь зайдет о добавлении новой дорожной разметки возле чистых рек.
«Мы должны делать все возможное, чтобы защитить пресные водоемы, на которые еще не воздействовали эти источники загрязнения», — сказал он.
Луиза Эдж, старший участник кампании за чистоту океанов в Гринпис Великобритании, сказала, что следует искать альтернативный вид краски для дорожной разметки.
«Мы знаем об опасности любой формы пластика, проникающего в наши водные пути и моря: от них страдает морская жизнь и здоровье наших океанов», — сказала она.
«Так что, если это исследование является правильным и краска для дорожной разметки является источником загрязнения микропластиком, то компаниям явно необходимо найти альтернативу, и быстро».
Г-жа Эдж призвала правительство ввести полный запрет на использование пластиковых микрошариков во «всех предметах домашнего обихода».
«Каждый год в океаны проникает до 12 миллионов тонн пластмассы, и мы должны вступить в борьбу с коренными причинами загрязнения пластиком океана», — добавила она.
«Будь то в виде микропластика или пластиковых бутылок и упаковки, мы должны добраться до точки, где пластик больше не рассматривается как нечто, что используется один раз и выбрасывается, где он может в конечном итоге находиться в наших океанах на протяжении сотен лет, в результате чего оказывается физический вред морской жизни, притягиваются и вымываются токсичные химические вещества и даже в конечном итоге снова попадают в пищевую цепь. Если мы будем выбрасывать пластик, то мы будем выбрасывать наши океаны».
Представитель Ассоциации местного самоуправления сказал: «Советы ценят нашу морскую жизнь и сделают все возможное, чтобы защищать и поддерживать ее.
«Это исследование будет тщательно рассмотрено советами и их подрядчиками, но они также обязаны использовать британский стандарт краски для дорожной разметки, придерживаться строгих спецификаций безопасности дорожного движения».