В Провиденсе, штат Род-Айленд, Лиза Соландо-Санчез смотрит на своего 16-летнего сына и видит розовощекого, здорового парня с талантом к музыке. Это огромное облегчение, ведь ей и подумать было страшно, что с ним могло бы произойти, когда она обнаружила, что он отравился свинцом в младенчестве.
И все же она, наблюдая за поведением сына, мучительно задается вопросом: что если он не раскрыл весь заложенный в него потенциал?
«Неизвестность давит на меня», - говорит она.
За десять лет до Флинта, что в штате Мичиган, был Род-Айленд. Маленький штат, который решился на отчаянный шаг: вступил в юридическую схватку с лакокрасочной промышленностью, чтобы получить деньги, на которые можно было бы очистить стены и окна в 80% домов от яда, которым они были окрашены.
Это резонансное дело стало известно не только во Флинте, но и в Калифорнии, где 10 городов и округов, которые выиграли 1,1 млрд. $ у этой же индустрии.
И хотя эти судебные процессы сильно повлияли на сложившуюся ситуацию, штат Род-Айленд не может похвастаться тем, что в нем что-то всерьез изменилось после краткого триумфа 22 февраля 2006 года. Двумя годами позже Верховный суд штата открыто отменил свой вердикт, заявив, что лакокрасочная промышленности не ответственна за свои действия.
«Мое сердце снова разбито из-за решения Верховного суда, я до сих пор не могу его понять или оправдать», - сказал сенатор-демократ Шелдон Уайтхаус, бывший генеральный прокурор штата Род-Айленд, который завел это дело.
Исследования показали, что отравление свинцом вызывает перманентное повреждение мозга у детей, снижает интеллект, способности к обучению и вызывает поведенческие проблемы. Симптомы могут проявиться через много лет и их трудно диагностировать.
Дети могут потрогать пыль из свинцовой краски, а затем облизать пальцы, либо съесть сладкие на вкус хлопья краски со стен – это стало хорошо известно во второй половине семидесятых, и использование таких красок было запрещено. Род-Айленд был далеко не единственным местом, где дети могли подвергнуться токсичному воздействию, но это был старый штат со старыми домами, так что опасность была особенно велика.
В 1999, когда Род-Айленд подал первый иск, оказалось, что у более чем 2300 детей до 6 лет, а это примерно 7% всех протестированных детей в штате, опасно повышено содержание свинца в организме, согласно данным Федерального центра контроля и профилактики заболеваний.
К 2014 году это число упало до 217, только 1% всех детей, протестированных в штате, - но это все равно на 40% выше уровня по стране.
Как утверждают эксперты, сработали просветительские кампании, также помогли государственные субсидии на корректирующее обучение и законы, которые возложили больше ответственности на домовладельцев. Однако ежегодные анализы крови показывают, что более 1000 детей все еще страдают от повышенного уровня свинца.
Лишь немногие семьи вовсе не пострадали, а среди бедного население, в особенности – среди расовых меньшинств, ситуация особенно удручающая. Так же дела обстоят и во Флинте, где всему виной была водопроводная вода.
«Если бы проблема отравления свинцом била в основном по богатым и “белым” районам, она бы давно была решена», - сказала Роберта Хейзен Ааронсон, основатель и директор Проекта по борьбе с детским отравлением свинцом.
«Эта не та болезнь, от которой страдают всех вне зависимости от социального положения», сказала она
Донна Лизотт думала, что они с ее супругом знали, что делают, когда десять лет назад красили поверх старого покрытия свой недавно купленный роскошный дом в викторианском стиле в респектабельном районе Эджвуд города Крэнстон.
Позже обнаружилось, что у их дочери 23 микрограмма свинца на децилитр крови. Федеральные чиновники от здравоохранения сказали, что безопасного уровня свинца в крови для ребенка не существует, но даже 5 микрограммов – это много.
Супруги выяснили, что их дочь ковыряла стену около своей детской кроватки.
«Я думала отравление свинцом случается только в разваливающихся съемных квартирах», - сказала Лизотт, педагог и ученый с докторской степенью в молекулярной биологии, - «Очевидно, я были слишком наивной».
Теперь девочке 10, она страдает от синдрома дефицита внимания, чего-то, что связано с отравлением свинцом, и других болезней.
«И вот прошло 40 лет, а воз и ныне там», - сказала она – «Я думаю, компании обязаны помочь детям вылечиться от того, чем они заболели по их вине».
Большинство компаний стали постепенно сворачивать производство красок на свинцовой основе до того как правительство США запретило красить ими жилые дома в 1978 году. Истцы требуют, чтобы эти компании, члены ныне несуществующей Ассоциации промышленных предприятий, использующих свинец, отраслевой группы, которая объявила о банкротстве во время Род-Айлендской тяжбы, должны были прекратить рекламировать и продавать краску и раньше, потому как вред свинца был к тому времени известен уже сто лет.
Белый Дом, двое жителей которого тоже имели повышенный уровень свинца, подал иск от лица государства в 1999 году. Тогда присяжные не вынесли единогласного решения и дело «развалилось», затем следующий президент дал ход новому судебному процессу. Коллегия присяжных признала виновными три компании: Шервин-Вильямс, Миллениум Холдингс и Эн-Эл Индастриз.
После апелляции, которую подала индустрия, Верховный суд Род-Айленда признал факт длительных проблем со здоровьем, но отвергнул предположение, что проблемы в частных и многоквартирных домах – следствие т.н. публичной зловредности, причиненной лакокрасочными компаниями.
Суды и чиновники по всей стране стали подавать иски на производителей краски о возмещении крупных сумм, необходимых для ремонта опасных домов.
Только в Калифорнии, где 10 городов и округов, где уже отсудили 1,1 млрд. долларов, лакокрасочные компании могут пойти под суд за свинец, который они положили в краску несколько десятилетий назад. Там истцы работают с Монтли Райс, той же юридической фирмой, которая работала на Род-Айленд, а до этого вела дела против асбестовой и табачной индустрий.
Телефонный звонок в офис Эн-Эл Индастриз остался без ответа, как и электронное письмо. Миллениум Холдингс заявила о банкротстве.
Дэйл Лейбах, пресс-секретарь Шервин-Вильямс, отказался от комментариев, но посоветовал пройти на сайт www.leadlawsuits.com, где судопроизводство Калифорнии названо «ненормальным», незаконно заставляющим компании держать ответ за создание высококачественного и востребованного продукта.
«Эта тяжба, в ходе которой люди ворошат события далекого прошлого, провалилась в масштабах всей страны», - говорит сайт и призывает обратить внимание на исход дела в Род-Айленде.
Несмотря на проигрыш, род-айлендское дело было «важным и инновационным», оно «продемонстрировало, что многие компании были в курсе происходящео. Они знали о вредности и продолжали продавать продукт», сказал Эрик Олсон, адвокат, курирующий программу здравоохранения Совета по защите природных ресурсов, который не принимал участие в тяжбе.
«Оказалось, мнение, что есть только один способ получить ресурсы на очистку домов, оказалось верным», - сказал Олсон, - «Компании, создавшие эту проблему, должны помочь избавиться от нее».