Один объект лакируется до тридцати раз, пока не приобретёт желанный блеск
Тот, кто вдохновится объектами этой очень особенной выставки, может многое узнать о «японском искусстве лаковой живописи». Она является актуальной темой в галерее Марианне Хеллер. В этом секторе демонстрируют свои навыки шесть художников, и тот, кто родился в период 1972 – 1982 годов, в свете необычно долгой продолжительности жизни японцев считается ещё довольно молодым. На это указал доктор Стефан из Шуленбурга, выступающий на открытии (Музей прикладного искусства во Франкфурте) во вступительном слове. Он также упомянул долгую историю лаковой живописи в Японии и одновременно её высокое значение, так как она не представляет собой «быстрое искусство», поскольку требует много терпения и дисциплины.
В своей новейшей презентации галерист начинает с нового участка, так как до сих пор нельзя было увидеть лаковую живопись, существовавшую в Японии с 6 века, там она считается экзистенциальной. Инициатором выставки была встреча Хеллер с Миеко Азума. Эксперт подала идею, а также нашла художников. Это – Читака Хашимото, Сеиичиро Фуджино, Ёшихико Мурата, Катсуджу Камата, Кен Ногуши и Наоми Камата – единственная женщина в секстете.
То, что один из показанных объектов лакируется до тридцати раз (иногда обычным является и значительно больше слоёв, чтобы получить желанный блеск), относится к информации, которую можно было услышать на вернисаже. Перед этим нужно проверить поверхность на отсутствие пыли. Поэтому искусство, с которым знакомятся здесь, не является быстрым, и это «медленное искусство», представляющее собой сознательный противовес спешке нашего времени, требует терпения и дисциплины. Так началась экскурсия с подобающим благоговением перед кропотливой технологией, после того как прозвучало предостережение не трогать экспонаты, часто лёгкие, как пёрышко, и с высокой чувствительностью.
Если вообще их можно осторожно трогать только в перчатках. Естественно, их нельзя приобрести по низкой цене. Когда узнаёшь, что «пиала», покрытая сверху лаком, внутри содержит золотой порошок, то не удивляешься этому. Самый дорогой объект выставки – «Шари-ки» Читака Хашимото – стоит, например, 18000 евро, самая дешёвая (300 евро) – маленькая вазочка Катсуджу Камата.
Оригинальные экспонаты имеют непривычную форму – то ложкообразные, то с тремя «ножками», поэтому они не являются обязательно геометрическими и имеют тихую динамику, это достигается также вследствие переливчатых цветов. Привлекает внимание красный настенный объект Сеиичиро Фуджино, который был покрыт серебряным порошком и отшлифован наподобие гербового щита, внушающего обороноспособность. Середину обычно образует деревянное ядро. На покрывающую его сетку наносится лак (после необходимого грунтования).
Так как накладной слой требует влаги, чтобы прокалить, многократно повторяются сложные и требующие времени операции (как раньше со статуями Будды). Поверхности оформляются очень тщательно. Особенно тонкую структуру они имеют у Кен Ногуши с бесчисленным количеством штриховок. Среди украшений привлекает внимание тонкая золотая цепь Наоми Камата с ящерицей-кулоном.