Сегодня разработано большое количество химических средств, которые с успехом справляются с этой задачей.
Среди них в первую очередь можно назвать:
Далее, существуют и другие разработки, без которых не обойтись:
Весь этот широкий спектр продукции лакокрасочных и других материалов в наше время должен соответствовать целому ряду требований. Кроме того, что все разработки призваны беречь корпус судна от разрушения, они так же должны быть безопасны для здоровья человека. Кстати, существует заблуждение относительно того, что суда можно покрасить любой краской, купленной в строительном магазине. Это совсем не так. Такие краски еще не разработаны, чтобы подходили для любых целей и в любых условиях.
Для покраски корпуса яхты, моторной лодки или другого судна не достаточно выбрать какую-то одну краску.
Ведь существует ватерлиния, и краска выбирается в зависимости от того, где она будет применена, выше ватерлинии или ниже. Эти части корпуса находятся в разных условиях, а потому и требования к их защите разные.
Все, что находится выше ватерлинии, должно быть защищено от воздействия солнца и брызг. Часть судна, находящаяся в воде, должна защищаться от биологического обрастания. Кроме того, краска, как защитный слой, подвергается серьезным нагрузкам, когда она противостоит ударам волн или днище может быть поцарапано о камни, при волочении судна на мели.
И еще одно серьезное требование к покрытию, оно должно быть гладкое. Любые неровности не позволяют судну легко и плавно двигаться по воде. Это особенно важно для спортсменов. Кстати, краски и разрабатываются с учетом определенных требований и условий эксплуатации судна.
Нет ничего проще, чем нанести краску на поверхность. Однако многие производители зачем-то создают подробные инструкции по ее нанесению. Это не случайно.
Как правило, производители четко указывают в инструкциях такую информацию, что двухкомпонентные краски нельзя наносить, если перед этим поверхность была окрашена однокомпонентной краской. Далее, покрытие ниже ватерлинии, которое предохраняет от биологического обрастания, имеет одну особенность – поверх одной краски можно наносить только такую же краску и никакую другую.
В принципе, яхты, моторные лодки или катера имеют настолько разные размеры, что сказать точно, сколько потребуется краски для покрытия поверхности в два слоя, вряд ли получится. Хотя производитель указывает расход краски, но с учетом того, что поверхность окрашивается в один слой.
Как правило, краски и лаки наносятся валиками и кистям, реже методом распыления. Густую краску разбавляют растворителем, и тогда количество квадратных метров, покрытых в один слой, может даже увеличиться. Вот только слой краски будет тоньше. Краска для окрашивания яхт может дать усадку в процессе высыхания. Производители должны упоминать это в аннотациях. Обычно это 10% при нанесении ее с помощью кисти. При распылении краски усадка может составить до 30%.
О том, что краски бывают быстросохнущие и те, которые набирают плотность, и твердость медленно, знают все. Но в целом можно сказать, что на время высыхания напрямую влияет температура воздуха и окрашиваемой поверхности. При понижении температуры все процессы замедляются, в том числе и высыхание краски. А при повышении температуры все наоборот.
Существует температурный минимум, необходимый для правильного высыхания краски, это + 10 градусов.
При незначительном понижении время высыхания может сильно увеличиться. Так же наблюдается зависимость скорости высыхания от того, используется двухкомпонентная краска или однокомпонентная.
Процесс может замедляться в зависимости от уровня влажности. Лучше сушить краску в сухую теплую погоду. Если влажность составляет 80%, это считается пределом. При превышении предела влажности краска сохнет крайне медленно и неправильно, она может в итоге стать матовой, на поверхности могут появиться капли воды, которые называют росой. Как правило, роса возникает от разницы температур воздуха и окрашенной поверхности.
Если роса появилась во время просушки поверхности, то в дальнейшем это чревато появлением пузырей, а значит, нарушением герметичности защитного слоя.
Если процесс окрашивания происходит в помещении, необходимо так же учитывать все параметры климата. Плюс к тому, обязательно нужно обеспечить движение воздуха. Никогда не стоит забывать о человеке, производящем покраску. Без движения воздуха можно отравиться ядовитыми парами.
Вообще производитель всегда указывает время полного высыхания одного слоя краски. Как уже говорилось, оптимальным вариантом считается, когда краска наносится в два слоя. Но слои эти должны быть нанесены таким образом, чтобы они хорошо соединялись между собой.
В случае, если первый слой был нанесен из однокомпонентной краски, то поверх него красить двухкомпонентным составом можно только в том случае, если производитель это разрешает.
В противном случае при спуске на воду могут образоваться пузыри. В такой ситуации краска, как защитный слой, утратит свою функцию и всякий смысл.
Можно лишь сказать, что нельзя наносить второй слой, если предыдущий не просох. Это опасно «запиранием растворителя», который уже не просохнет и в дальнейшем будет причиной возникновения пузырей и отшелушивания краски.
В то же время, если предыдущий слой уже слишком хорошо просох, нанесение второго может быть неэффективно, так как сцепления между слоями не будет. Если время было упущено, тогда высохший слой обрабатывают шкуркой с целью сделать поверхность шероховатой для лучшего сцепления слоев краски.
Среди владельцев яхт более всего ценятся те, которые созданы из дерева. Поверхность из этого материала сложно сохранить вообще, а в агрессивной среде тем более. От этого повышаются требования к лакокрасочному покрытию. В отличие от металлических и пластиковых корпусов, деревянный требует длительной подготовки перед окрашиванием.
Кроме того, нужно особо тщательно выбирать производителя лаков и красок. Случайно подобранные материалы могут провоцировать частые капитальные ремонты. А при удачном стечении обстоятельств или при правильном нанесении краски, обновлять поверхность яхты можно намного реже.
Как правило, перед окрашиванием любую поверхность подготавливают. В этот процесс входит освобождение от старых слоев краски и лака, избавление от пыли и грунтование. Последний процесс крайне важен. По сути, это нанесение специального раствора, перед тем как начать красить. Грунтование позволяет лучшим образом удерживаться краске на поверхности яхты, то есть выполняет роль клея.
Перед грунтованием необходимо:
Кстати, особое внимание нужно уделять тому, чтобы материалы в процессе не нанесли ущерб друг другу. Существуют такие составы, которые могут нарушить целостность резины, пластика и так далее. При выборе краски или лака для древесины нужно знать так же и свойства самого материала. Так некоторые породы дерева нужно обязательно промывать с помощью растворителя. Другие достаточно хорошо зашкурить.
В прошлом году был сформирован заказ на 150 новых судов. Такое же количество по данным руководителя Минпромторга Дениса Мантурова, будет заказано на протяжении нынешнего года. Потому актуальным является вопрос защиты новых кораблей.
Исследователи и любители военно-морской истории должны сказать спасибо краске за то, что с ее помощью удалось сохранить свидетельства боя, который произошел в период Второй Мировой Войны между немецким налетчиком на торговые суда и австралийским боевым кораблем.
Производитель военных кораблей Королевского флота получил главную экологическую премию за отказ от использования вредной краски.
BAE Systems в Глазго заменила традиционную, основанную на растворителе, краску на более экологически чистое порошкового покрытие для его эскадренных миноносцев Типа 45.