Ни для кого не новость то, что существует множество разновидностей лакокрасочных материалов. Автомобилям требуется одно, самолетам - другое, фабрикам - третье, жилым помещениям - четвертое. Естественно, и корабли не стали исключением. Такой титан, как лакокрасочная промышленность, уже очень давно участвует в ремонте и строительстве самых разных кораблей, от огромных лайнеров до крохотных частных лодок.
Основной принцип создания красок для кораблей за эти годы не изменился, краска по-прежнему состоит из какого-либо пигмента, растворителя и соединяющих элементов, но вот отдельные детали постоянно совершенствуются. Судостроение - очень важная область, поэтому в ней активно применяются новейшие краски, обладающие различными полезными свойствами. Они недешевы, как, впрочем, и любые корабельные краски.
Задача лакокрасочных материалов при покраске корабля - не только украшение, они должны по мере возможности облегчать работу судна, и им это удается. Конечно, совершенству нет предела, но современные краски для кораблей способны на многое.
Корабли целыми месяцами и годами находятся в крайне враждебной среде, от которой защищают в том числе и лакокрасочные материалы. Постоянный контакт с водой, иногда - плавающие льды, ракушки, стремящиеся облепить корпус... К слову, именно эти морские животные представляют собой очень серьезную проблему.
Одна-единственная ракушка, конечно, мелочь, особенно если вспомнить о размерах многих современных кораблей, но дело никогда не ограничивается одной, двумя, десятком или даже сотней. Ракушки стремятся облепить всю подводную часть судна. Чем это опасно, помимо ухудшения внешнего вида? Увы, колонии ракушек снижают мореходные качества корабля. Замедляется скорость, растет расход топлива, владельцы судна теряют доходы. Как может помочь краска? Ее задача - не дать им возможности закрепиться.
До появления современных красок люди много лет пытались бороться с этой напастью, изобретая самые разные методы. Здесь и покрытые смолой корпуса, и множество слоев обшивки, и даже использование для защиты дегтя, пороха или мышьяка. Официально в одной Великобритании было зарегистрировано приблизительно триста различных патентов, и это за двести лет, то есть более одного нового средства в год. А сколько идей так и не было закреплено юридически? А сколько их появилось в других государствах?
Теперь все это позади. В действие вступило множество лакокрасочных покрытий, содержащих убивающие ракушки вещества. Это дорогостоящий, но эффективный метод. В прочем, нужно сказать, что и те средства, которые предшествовали ему, обходились недешево. Возможно, в будущем появится дешевая краска, способная предотвращать обрастания и подходящая по прочим параметрам, но пока этот день не наступил.
Естественно, способность предотвращать обрастание ракушками - не единственное требование, которое предъявляется к лакокрасочным материалам, использующимся в судостроении. Также необходимо обеспечить решение проблемы коррозии, причем эффект должен быть долгим. Не менее важна и способность адекватно взаимодействовать с остальными механизмами защиты от коррозии.
Что касается процесса нанесения, то краска должна сделать его предельно быстрым и удобным. Она должна высыхать как можно быстрее, не требовать для нанесения идеальных погодных условий, подходить для покраски судна с помощью различных механизмов, не конфликтовать с другими красками, использующимися в судостроении, и хорошо ложиться, даже если поверхность далека от идеала. Корабли, как правило, велики, и мало кто может позволить себе красить их вручную, подолгу и исключительно при хорошей погоде или в защищенном помещении.
Существует еще множество условий, которым должны соответствовать лакокрасочные материалы, использующиеся в судостроении. Здесь и физические, и химические, и технологические характеристики. Слишком дорого может обойтись применение неподходящей краски. Имеет значение и то, для чего предназначен корабль. Конечно, ледокол и круизный лайнер, который ходит в теплой воде, не стоит красить одной и той же краской - слишком разные условия работы. Но, о каком бы судне речь ни шла, все материалы должны иметь высокое качество, подтвержденное соответствующими документами. Контролировать это обязана компания, которая проводит работы, связанные с покраской судна.
Некоторые материалы прибывают в уже готовом виде, к примеру, однокомпонентные всех разновидностей. К сожалению, иногда они оказываются загустевшими, но это можно исправить, грамотно применяя разбавитель в количестве, соответствующем разновидности краски. В целом эта цифра составляет 5-20%.
Материалы же, состоящие из нескольких, обычно двух или трех, компонентов, необходимо соединить воедино перед началом покраски. Вся необходимая информация, такая как верное соотношение одних компонентов к другим, то, сколько можно хранить готовую смесь и подходящий уровень вязкости, обязана оговариваться в технической документации.
Еще одно характерное свойство судостроительных лакокрасочных материалов - они не должны мешать сварочным работам с неудаленной грунтовкой.
Это необходимо, так как грунтовка применяется для защиты простаивающих кораблей. Если из-за краски сварочный шов окажется слабее, чем нужно, это может привести к катастрофе.
В зависимости от того, какое оборудование есть на предприятии, работающем с покраской корабля, будет разниться и способ покраски. Это следует учитывать, выбирая компанию. Для разных способов покраски рекомендовано использовать разные методы очистки корпуса. Таким образом, если на предприятии ограниченный набор очистного оборудования, некоторые типы покраски окажутся для него недоступны.
При покраске судна должно соблюдаться множество параметров.
Рассмотрим некоторые из них:
Таким образом, лакокрасочная промышленность, проникшая во все сферы жизни современного человека, помимо прочего облегчает жизнь множества моряков, как обычных, так и военных, владельцев и сотрудников, связанных с судоходством компаний, любителей прогулок на кораблях и людей, работающих в судостроении.
В прошлом году был сформирован заказ на 150 новых судов. Такое же количество по данным руководителя Минпромторга Дениса Мантурова, будет заказано на протяжении нынешнего года. Потому актуальным является вопрос защиты новых кораблей.
Исследователи и любители военно-морской истории должны сказать спасибо краске за то, что с ее помощью удалось сохранить свидетельства боя, который произошел в период Второй Мировой Войны между немецким налетчиком на торговые суда и австралийским боевым кораблем.
Производитель военных кораблей Королевского флота получил главную экологическую премию за отказ от использования вредной краски.
BAE Systems в Глазго заменила традиционную, основанную на растворителе, краску на более экологически чистое порошкового покрытие для его эскадренных миноносцев Типа 45.