Предотвращение биообрастания подводной части корпуса судна представляет собой сложную задачу, не решенную окончательно в настоящее время.
В последние десятилетия исследователи активно занимались разработкой эффективных покрытий, защищающих корпус судна от обрастания микроорганизмами флоры и фауны, используя новейшие сведения в области материаловедения, морской биологии и химии. Природное явление, заключающееся в обрастании части судна, контактирующей с морской водой, представляет огромный интерес для судостроения.
Широкое применение токсических и вредных соединений увеличивает растущие опасения, связанные с пониженной экологичностью. Также возникает необходимость в более строгих требованиях к лакокрасочным покрытиям для судоходной промышленности.
Научные сотрудники университета в Айндховене представили новые успешные стратегии по созданию покрытий для металлических морских судов с применением нетоксичных и не бактерицидных исходных веществ. Две основные задачи, заключающиеся в удалении биологических наслоений и предотвращении обрастания, подробно освещаются сотрудниками университета в новом отчете, где указываются такие многообещающие способы защиты судов как создание суперводоотталкивающей, топографической и гидрофобно-гидрофильной поверхностей. Химические и физические аспекты обрастания корпуса судна микроорганизмами рассматриваются на начальной стадии налипания микроорганизмов, при этом особое внимание уделяется молекулярным структурам и свойствам, которые делают возможными получение окончательных желаемых свойств противообрастающей краски.
Противообрастающие краски могут иметь жидкую консистенцию (содержать значительное количество растворителей), пастообразными (с низкой концентрацией разбавителей) и твердыми. Токсичные компоненты противообрастающих красок, растворяясь в морской воде, препятствуют накоплению микроорганизмов на корпусе судна.
Как правило, биообрастание представляет собой нежелательное накопление биологических организмов на поверхностях, контактирующих с морской водой.
Это природное явление является серьезной экономической проблемой для морской индустрии, в частности кораблей и судов, ветроэнергетических установок, морских платформ для нефтедобычи, трубопроводов и водяных клапанов поскольку ограничивает производительность устройств, материалов и подводных сооружений, а также увеличивает расходы, связанные с задержками транспортировки, проведением технического обслуживания и ремонтных работ, наладкой установок для очистки и опреснения воды, коррозионной активностью.
Специалисты судостроительного завода «Звезда», который находится в Большом Камне, Приморского края, ввели в эксплуатацию новый лакокрасочный цех. Усовершенствование производственных мощностей проводится под расширение заказов, которые будут выполняться разнообразными предприятиями организациями, среди которых и министерство обороны России.
В индустрии антифоулингов сделаны новые открытия, благодаря которым появляются большие перспективы для их производства.