Свинец имеет сладкий вкус. Несколько веков назад свинец в некоторых соединениях использовался вместо сахара, последствия были предсказуемы. Раз так, то ребенок в доме, окрашенном в такую краску, а такими и были дома сто лет назад, - может взять кусочек такой краски и съесть.
В конце девяностых Департамент здравоохранения Коламбуса, Огайо, отправил команду в дома бедняков, чтобы они удалили оттуда свинец. Это значило, что они должны были отскрести всю свинцовую краску и стереть пыль с подоконников, на которых она оседала, когда окно открывали и закрывали. Дети не просто ели хлопья краски, они ползали в клубах свинцовой пыли и их задачей было пресечь это. То есть мы должны были как можно эффективнее изолировать детей от свинца.
В городе Флинт, Мичиган, ситуация самая плачевная. Решение забирать воду из реки Флинт, чтобы сохранить береговую линию, было в корне ошибочным, потому что из-за этого потребовалось построить новый подводящий трубопровод из озера Гурон. Эта линия привела к серьезному повышению уровня свинца в городской водопроводной воде, из-за чего местные дети стали потреблять гораздо больше свинца. События во Флинте служат еще одним напоминанием о том, как легко свинец может проникнуть в нашу окружающую среду и какой урон может нанести этот метал.
Дэвид Роснер, специалист по общественному здравоохранению и истории из Колумбийского университета, автор книги «Свинцовые войны», истории о борьбе со свинцом в окружающей среде, объяснил, что Флинт имеет особенно большое значение для понимания роли промышленного использования свинца в США:
«Дженерал Моторс добавляли в бензин тетраэтилсвинец». Этот город был домом Дженерал Моторс во времена становления этой компании. Когда она создала новый тип топлива, со свинцом, это дало ей конкурентное преимущество над Фордом. Это был принципиально новый способ промышленного использования свинца.
«В 30-е, 40-е и 50-е корпорации глушили критику опасности низкоуровневого воздействия свинца, заявляя, что это “Дар божий”, необходимый современной промышленности и производству. Он мог проникнуть во все и мы бы не смогли жить, избегая его», сказал Роснер. «Дар божий» - не его выражение, так сказал представитель Дженерал Моторс. «Свинец, - по словам Роснера, - стал основой новой автомобильной промышленности», - даже вопреки растущим опасениям.
Успех Дженерал Моторс «привел к созданию целого ряда вспомогательных предприятий вдоль реки Флинт вплоть до Сагино, - сказал Роснер, - Аккумуляторные заводы, заводы лакокрасочных покрытий, заводы паяльного оборудования. Современный автомобиль – это высокотехнологичный промышленный продукт, содержащий самые разнообразные токсины – нефть, смазка, свинец. И все это стекало в реку Флинт». (В октябре 2014 Дженерал Моторс перестала забирать воду из реки Флинт, опасаясь появления коррозий).
Короче говоря, Флинт стал эпицентром свинцовой проблемы США. Но эта проблема преследовала его и раньше.
На то, чтобы красить дома свинцовыми красками, у людей были свои причины. Свинцовая краска имела множество преимуществ, включая долговечность. Краски, содержащие свинец, использовались в дорожной разметке вплоть до 90-х годов. Свинец использовался в водопроводе (в том числе и во Флинте), в игрушках и множестве других вещах, помимо автомобилей. Сто лет тому назад люди на своей шкуре испытали все «прелести» острого отравления свинцом – кому и конвульсии. В первую очередь ему подвергались рабочие на соответствующих предприятиях. Со временем всем стало ясно, что постоянный контакт со свинцом создавал и другие проблемы. В 70-е был проведен анализ содержания свинца в зубах детей, который показал, что повышенное содержание свинца привело к снижению IQ, ухудшению навыков общения и понимания речи – к такому выводу пришла Американская ассоциация психологов. Будучи съеденным, свинец замещал минеральные вещества в костях, таких как зубы, и со временем всасывался в кровь. Также наблюдались отклонения в поведении. Такие дети гиперактивны и слишком импульсивны.
Существует мнение, что сокращение использования свинца в промышленности привела к снижению уровня преступности в 90-е, впрочем, это не доказано.
Раньше считалось, что некоторое содержание свинца в крови может быть безопасным, но сейчас это мнение оспаривается. Раньше ЦКЗ включал в статистику зараженных детей с 10 микрограммами свинца на децилитр крови, но в последние годы они включают в нее детей с 5-ю микрограммами. По их данным от 2014 года число детей с 10-ю микрограммами или более держалось на уровне 0,5%, количество же детей с содержанием свинца 5 и более микрограмм на децилитр было гораздо выше, 4,2%.
«Больше мы не можем использовать эту цифру для формального деления на больных и здоровых. Иными словами, мы не можем сказать, что ниже определенного количества свинец безопасен», - сказал Роснер.
Ребенок, страдающий от острого отравления свинцом проходит лечение под названием «хелирование», при котором в кровь вводят агент под названием ЭДТК, чтобы связать свинец и вывести его из организма. Дети более восприимчивы к воздействию свинца отчасти потому, что они еще растут, и отчасти потому что они чаще суют руки в рот, вымазав их в пыли или грязи, содержащей старое отработанное топливо.
Особенно это справедливо по отношению к детям бедняков, негров и латиноамериканцев. Старые дома вполне могут иметь поверхности, покрытые свинцовой краской, а удалить ее стоит денег. Также в группе риска находятся старые дома, построенные рядом с оживленными автомобильными дорогами – в них могло осесть много пыли из выхлопных газов.
В своей книге Роснер описывает политическую борьбу с засильем свинца. То, почему свинец окружает нас повсюду при том, что он невероятно опасен для детей - это «та еще загадка» - пишет он. «Те, кто занимается общественным здравоохранением, говорят, что проблема в жилье – пусть Министерство жилищного строительства и городского развития удалит весь свинец из домов. Министерство парирует и утверждает, что это проблема здравоохранения; заявляет, что они не в состоянии поменять все дома в стране на другие», так или иначе, мы не решим проблему, не потратив на нее огромных средств.
Проблема во Флинте очень серьезна и требует немедленного принятия мер, но кроме того, она дает понять, что должно произойти, чтобы такое случилось. Роснер пишет, что местная река стала «сточной канавой для этих заводов» и добавляет: «Мы пожинаем плоды этого столетия – наши дети страдают за работу здешней промышленности»
Это смелое утверждение применимо ко многим детям, особенно – бедным детям этой страны.
Многие из нас, чтобы улучшить внешний вид жилого помещения, или автомобиля, да и просто, потерявшего свой блеск предмета, пользуются разнообразными лаками и красками. Эти средства помогают существенно сократить расходы, ведь банка краски стоит дешевле, чем новый дверной косяк, например. Банка лака или краски стала незаменимым предметом в нашем хозяйстве.
Ещё в древние времена человек поражался краскам природы, восхищаясь её красотой. Он желал сохранить это богатство оттенков, обеспечить себе возможность наделять какой-либо предмет определённым цветом. При этом первые красители получали посредством растирания растений с ярко выраженным красящим пигментом.