История лакокрасочной промышленности

История лакокрасочной промышленности

Многие из нас, чтобы улучшить внешний вид жилого помещения, или автомобиля, да и просто, потерявшего свой блеск предмета, пользуются разнообразными лаками и красками. Эти средства помогают существенно сократить расходы, ведь банка краски стоит дешевле, чем новый дверной косяк, например. Банка лака или краски стала незаменимым предметом в нашем хозяйстве.

История промышленности

История промышленностиОднако, мало кто задумывался об истории появления этих средств, существенно облегчивших и труд людей, и их быт. Ведь давно замечено что, покрытая лаком, или краской деревянная поверхность намного прочней и долговечней. Это позволяло оконным рамам служить дольше. Комфортно и уютно выглядят свежевыкрашенные скамейки в садах и парках.

Обветшалые и облезлые здания обретают новую жизнь после покраски. Вот как может преобразить нашу жизнь краска! А покрытый лаком паркет становился более устойчивым к коррозии и предавал комнате совсем другой статус. К тому же, и с эстетической точки зрения, приведённые примеры использования красок и лака, смотрятся гораздо выигрышней. Давайте же посмотрим в прошлое, и познакомимся с некоторыми фактами из истории этих предметов.

Зарождение лакокрасочной промышленности в царской России

Зарождение лакокрасочной промышленности в царской РоссииУ зарождающегося лакокрасочного производства был сложный и извилистый путь. Сначала, это были одинокие ремесленники, которые в кустарных условиях решили делать краски для хозяйственных нужд. Немного позже они стали объединяться в ремесленные артели. Естественно, что качество выделываемой ими продукции была далека от современных стандартов, и этого от них никто не требовал.

Технология того производства была очень условной. Всё делалось на глаз, в не самых подходящих условиях, что, конечно же, сказывалось на качестве конечного продукта.

Объёмы производства лакокрасочных средств также были малы, и не могли удовлетворить всё возрастающий спрос. Например, в 1814 году, в Российской империи произведено всего лишь 100 тонн всяческой краски, что для огромной страны было очень мало, и эти показатели не отвечали увеличивающимся требованиям россиян. Но, и производительных мощностей катастрофически не хватало. Тогда как спустя столетие, в 1913 году, российская лакокрасочная промышленность показывала совсем другие результаты.

Приведём лишь статистику только по некоторым видам красок.

  • Лаки на масляной и спиртовой основе – 3.258 тонн.
  • Эмалевая лакокрасочная продукция – 624 тонны.
  • Тёртые краски на масляной основе - 13. 725 тонны.
  • Олифа – 10. 428 тонн.

Согласитесь, впечатляющий рост производства по всем показателям. А если учесть, что всего лишь 20 процентов сырьевых материалов было привезено из-за границ государства, весь остальной объём обеспечивался отечественными производителями, то это можно назвать выдающимся результатом. Пожалуй, лучшим, среди всех европейских держав в лакокрасочной отрасли. К моменту смены политического строя 1917 года, в нашей родной стране насчитывалось около ста мелких и средних заводов лакокрасочного производства кустарно ремесленного профиля.

Развитие лакокрасочной промышленности в Советском союзе

Развитие лакокрасочной промышленности в Советском союзеПосле Великой октябрьской революции, произошёл основополагающий сдвиг в области производства лакокрасочной продукции. За преобразование механизма работы этого направления взялись в начальные же пятилетки, прекрасно осознавая важность данной продукции. С каждым годом возрастал на неё спрос среди населения и государственных предприятий других отраслей. Успешная индустриализация экономики вела за собой усовершенствование технических мощностей и хозяйственных баз, что увеличивало потребность лакокрасочных материалов.

Для повышения производительности, по всей стране возводились сотни лакокрасочных заводов и фабрик, призванных удовлетворить спрос.

Вместе с этим активно решались вопросы по организации отечественной базы сырья, что позволяло не зависеть от западных поставщиков. Это имело ещё и политическое значение, так как противостояние Запада и Советской России, в свете недавно закончившейся войны, только усиливалось. Не маловажным фактором повышения производительности была и подготовка доморощенных специалистов. По всей стране открывались специализированные факультеты по изучению лакокрасочного дела. За основу брались лучшие мировые образцы.

Тогда же началась систематизация научных исследований, направленная как на улучшение существующего выбора лакокрасочного ассортимента, так и на изобретение новых видов красок и лаков, которые отвечали бы требованиям времени.

В начале существования советской власти, в сегменте лакокрасочной промышленности, большую долю имели лаки из битума, олифа, масляные тёртые красители, канифольномасляные лаки и всяческие эмали, сделанные на этой основе. В третьей и четвёртой пятилетках, началось движение в сторону принципиального преобразования всей лакокрасочной промышленности. Это было обоснованным требованием времени. Возводились машиностроительные и другие высокотехнологические производства, где требовалась дополнительная защита поверхности от внешних воздействий.

Основным наиболее целесообразным направлением было признано производство синтетических плёнко-образовательных средств в промышленном масштабе.

В те же годы в Советском союзе организовали производство эмалевых лаков, основой которым служили целлюлозный нитрат, алкиды лаков и фенольные смолы. Перед началом Второй мировой войны, отечественное суммарное производство красок и лаков всех видов и марок превысило 270 тысяч тонн. Это позволило более, или менее, удовлетворить внутренний спрос, и начать налаживать контакты для возможного экспорта за границу.

История промышленности России

История промышленности РоссииПосле окончания Второй мировой войны, в лакокрасочной промышленности начался новый этап. Его можно назвать периодом стремительного развития, модернизации технологических мощностей. В отрасль пришли большие финансовые средства и новейшие технические разработки. В совокупности всё это подняло лакокрасочное производство на новый, недосягаемый до того, уровень.

Только за 30 лет, мировой процент производительности разнообразных лаков и красок вырос почти в десять раз!

Немалый вклад в такой впечатляющий рост внесли и отечественные производители. У нас также велись кропотливые работы по улучшению существующих видов лаков и красок. Одновременно с этим изобретались новые марки, которые превосходили своих предшественников по многим параметрам. По качеству новая продукция ничем не уступала западным аналогам, а иногда и превосходила их. По объёму выпускаемой лакокрасочной продукции, наши производители уверенно держатся среди мировых лидеров, уступая только признанным лидерам, американцам.

Последние полвека принципиально изменили всю лакокрасочную промышленность. И причиной тому можно назвать несколько факторов. Про всё возрастающий спрос мы уже упоминали. Основным же двигателем роста нужно назвать бурно развивающуюся химию. Многочисленные открытия, сделанные в этой науке, подарили новые возможности в производстве новейших лакокрасочных средств.

Они позволили значительно увеличить срок эксплуатации продукции, что очень ценится потребителями. По всему миру создаются мощные заводы и фабрики, которые начинают производить принципиально новый и расширенный ассортимент лакокрасочных средств. Изобретение новых материалов, позволило запустить новую линию продукции, основой которой стала синтетическая смола и пигментированные вещества.

История развития промышленности РоссииОни стали главными компонентами таких следующих видов красок.

  1. Алкидная.
  2. Полиэфирная.
  3. Кербамидо.
  4. Меламиноформальдегидная.
  5. Эпоксидная.
  6. Фенолоформальдегидная.
  7. Акриловая.
  8. Уретановая.
  9. Перхлорвиниловая. И многие другие.

Эти материалы применяются во всех современных видах лакокрасочной продукции. Именно они обеспечили переход производства с природно-растительных компонентов, к материалам с синтетической структурой. Такая краска служит намного дольше, и не имеет столь выраженного и стойкого, неприятного запаха. Такой сложный, эволюционный путь прошли лак и краска, стоящие у нас на полках в кладовке, или, гараже.

Так выглядит в кратком изложении история лакокрасочной промышленности. 

материалы по теме

Метра раскрасит станцию Пульман в цвета исторического поезда

Метра раскрасит станцию Пульман в цвета исторического поезда

ПУЛЬМАН – компания Метра объявила, что восстановительные работы на станции 111-й улицы/Пульман, включат покраску конечной станции в цвета Пульман - зеленый, белый и красный – в память исторического значения района в железнодорожной отрасли.

Краска сохранила для истории корабли Второй Мировой Войны

Краска сохранила для истории корабли Второй Мировой Войны

Исследователи и любители военно-морской истории должны сказать спасибо краске за то, что с ее помощью удалось сохранить свидетельства боя, который произошел в период Второй Мировой Войны между немецким налетчиком на торговые суда и австралийским боевым кораблем.

Названы 6 древнейших пигментов в истории человечества

Названы 6 древнейших пигментов в истории человечества

На сегодняшний день понимание роли цвета в дизайне включает в себя правильное сочетание разных цветов и оттенков, чёткое разграничение оттенков и составление отдельных палитр цвета. Однако всего лишь пару тысячелетий назад понимание цветового дизайна сводилось к повседневному использованию шести древнейших пигментов в истории человечества. Как ни странно это может казаться, эти “древнейшие пигменты” используются до сих пор.