Две тысячи пятнадцатый год изменил привычные для России экономические условия. Этому способствовало сразу же несколько факторов. Среди них можно выделить две группы: обычные и особенные. Состав первой не связан с мировой обстановкой в политике и финансах, скорее эти перемены носят чисто внутренний характер. Например, инфляция. Для второй характерно воздействие извне, то есть из других стран. Так вот в прошлый год произошел перевес особенных условий, которых обычно бывает не так много.
Что же вошло в их состав? В первую очередь, санкции, в основном, сто стороны Европейского Совета, куда входят представители большинства стран мира, Соединенных Штатов и еще ряда государств Европы. Ответ российского Правительства был предсказуем – введение аналогичного положения. Многозначность этого явления (ввода) имеет и негативную окраску.
Ограничение ввоза импортных товаров, уменьшения количества поставщиков из-за границы, которые в некоторых случаях поставляли высококачественные материалы, падение стоимости нефтяных продуктов привело к запустеванию рынков. Теперь их заполнение требовало более весомого участия в поставках отечественных представителей. А откуда им брать товар? Создавать самим. Вот тут-то и всплыла проблема, к которой не был никто готов.
Стоит заметить, что Россия – страна с очень развитым промышленным комплексом. Но количество отраслевых предприятий – это только числа. На самом деле, состояние многих неудовлетворительное, другие попросту законсервированы. Наши технологии заметно отстают от зарубежных, которые мы использовали на протяжении нескольких лет, а сейчас это стало невозможно. Спрос на рабочие специальности среди работодателей в разы превышает предложение, которое имеется на рынке труда. При этом качество обучения также вызывает вопросы.
Требуются изменения в отраслевой структуре хозяйства. Руководство страны как раз занималось этим в 2015, продолжает разрабатывать планы мероприятий и в настоящий момент. Основная задача, с помощью которой можно будет решить и остальные, более мелкие – найти инвесторов, готовых вложить капиталы в производство, тем самым повысить уровень технологий, оборудования, обучения и, как итог, о выпуске продукции на достойном уровне. Сейчас главной такой фигурой всё-таки выступает государство. Разрабатываются специальные программы по каждому типажу промышленности. В них предполагается повысить долю отечественных товарах на национальном рынке, возможно, выйти даже на экспортные поставки.
Однако политика протекционизма – это явление, нацеленное на долгосрочную перспективу. А особенно в вопросах промышленности попросту не может быть осуществлено быстрых и кардинальных изменений. Так как комплекс страны огромен. Поэтому и все нововведения будут происходить постепенно.
С чего же стоит начать? Необходим анализ каждой отдельной отрасли, который бы отражал фактическое состояние, определял достоинства и прорехи. На основе этого материала уже может идти речь о способах преодоления санкционных условий.
Рассмотрим затронутый ранее вопрос, исходя из анализа лакокрасочной промышленности России. Начнем с прошлого века, ведь не так давно это было.
Девяностые годы можно охарактеризовать как перестройку, то есть изменение прежней экономической модели страны на новую. До 1990 значительная доля рынка лакокрасочных материалов принадлежала СССР и лишь только пять процентов представляли собой импортные товары. Спустя небольшой временной период произошли разительные изменения.
На протяжении семи лет происходило смещение в сторону зарубежной продукции, которая возросла в шесть раз в сравнении с ранее известными показателями. Одновременно пошел спад отечественного производства.
Что же касается состояния на момент введения санкций, то оно было следующим: декоративные материалы на десять процентов, а индустриальные на пятьдесят состояли из заграничных.
Как правило, чаще всего импортировали сырье, определенное оборудование, необходимое для производства лакокрасочных материалов. Однако значительная ниша всё-таки принадлежит российским поставщиками и производителям. Стоит отметить такой момент: оборонный комплекс страны использовал для своих нужд только национальные продукты. Таким образом, ситуация в этой отрасли на момент принятия санкций была удовлетворительной. Ведь импортозамещение – далеко не новый процесс в этом сегменте.
Лакокрасочная промышленность, как и многие другие, попала под ряд ограничений, которые были определены странами ЕС. Однако их удельный вес в общем числе запретов не такой большой, как, например, в пищевой отрасли. Запреты коснулись готовых лакокрасочных материалов, покрытий, некоторых видов сырья, отсутствующих в наших разработках.
Поиск новых поставщиков в лице Китая не изменил ситуацию, так как качество приобретаемых продуктов требовало дальнейших доработок, сертификаций. Уровень значительно отличался от предыдущих экземпляров. Вывод - необходимость развития собственных технологий.
В условиях санкций было прервано сотрудничество между гигантом мировой лакокраски AkzoNobel и одним заводом, на котором собираются вертолеты. Это вынудило вторую сторону искать более надежных производителей на отечественном рынке. Однако этот процесс займет более длительное время.
Разработка соответствующих программ, предназначенных для повышения промышленного уровня производства ЛКМ, должна осуществляться, исходя из выбранного пути развития.
Предлагается три основных направления:
Определено даже процентное соотношение, которого необходимо добиться на лакокрасочном сегменте рынка, для того чтобы обеспечить национальную безопасность промышленности, так как ЛКМ используется при создании объектов стратегического назначения. Итак, процентная доля иностранной продукции не должна подниматься выше отметки 20, а отечественной, наоборот, необходимо выйти на уровень восьмидесяти-девяноста %, тем самым заняв обусловленную нишу по максимуму.
Вопросами развития экономики страны занимается одноименное Министерство. 2015 год стал трудоемким для этого органа. Несмотря на большой объем работы, была разработана пара способов дальнейших действий для занятия превалирующей доли рынка лакокрасочных материалов национальными производителями.
Какие же это механизмы
Этими методами предполагается осуществлять регулирование уровня конкурентоспособности между представителями разных стран и государств. При этом, обеспечить лучшее соотношения цены и качества продуктов.
Главным фигурантом, имеющим необходимую волю и власть, при реализации тех или иных программ государственного значения выступает само государство. Какие его действия (кроме составления программ и проектов мероприятий по замещению) могут способствовать достижению запланированного результата?
Должен быть решен вопрос размещения иностранных компаний, осуществляющих деятельность в лакокрасочной сфере, которые расположились на территории России.
Разработаны два положения:
Также некоторым государственным органам необходимо исправить некоторые моменты:
В ходе проведения Московского международного химического форума будет организован круглый стол, на котором специалисты обговорят вопросы импортозамещения в лакокрасочной промышленности.
Геннадий Зюганов рассказал, что политика импортозамещения не дала результатов. «Необходимую поддержку государства не получили ни промышленность, ни сельское хозяйство, ни строительство. Как с уличной девкой, поступили с малым бизнесом», − отметил на съезде КПРФ в Московской области лидер партии.
Компания «Краски Хеми» (Пермь) сообщила, что импортозамещение – это идеология компании, которая будет основой стратегии развития. Руководство считает, спрос на ЛКМ высокого качества реально удовлетворить при помощи российских производителей. Это относится к требованиям отраслевых стандартов по защите от коррозии. К примеру, в последней версии реестра покрытий ПАО «Газпром» содержатся системы покрытий на основе эпоксидных и полиуретановых составов компании.