Министерство экономического развития РФ ежегодно определяет те направления, в которых будет протекать работа с отдельными отраслями хозяйства. Правительством разрабатываются специальные программы. Их содержание определяется фактическим и планируемым положением дел. Ставятся сроки. Как правило, такие мероприятия имеют долгосрочный характер (порядка десяти лет).
Нельзя сказать, что российская лакокрасочная промышленность сильно отстает от своих иностранных собратьев, однако перевес всё же не в нашу пользу. Это связано с общей ситуацией по стране. Большинство отраслей лишь догоняет зарубежных представителей, оставляя преимущественное положение им.
Однако говорить о полном застое будет не уместно. Развитие идет, вот только темпы слишком медленные. Несмотря на это, всё-таки можно определить и рассказать об основных направлениях, на которые обращено внимание производителей и государства на рынке лакокрасочных материалов.
Какие тенденции прослеживаются в выбранной нами отрасли? Прежде всего, стоит выделить две группы предприятий. Первую составляют те, кто выпускает продукцию среднего качество, при этом по невысоким ценам. Широкий ассортимент пользуется массовым спросом на рынке товаров. Такие производители обеспечивают ежегодный прирост к производственным объемам в размере 2-3% стабильно.
Вторая состоит из таких заводов, руководство которых не смогло найти нужной ниши на рынке, тем самым снизило свои объемы. Невысокое качество за большие цены не будет покупаться. А для того, чтобы его поднять, необходимо вложить капиталы в рабочий процесс. Плавно переходим к одному из немногих направлений, способных серьёзно поменять обстановку в химической промышленности в лучшую сторону.
Немного отвлечемся от заданной темы, перейдя на более бытовые вопросы. Еще молодыми нам стало понятно, что для того, чтобы что-то улучшить, необходимо затратить средства. Хотим иметь более современный телефон с массой полезный функций, идем в магазин и покупаем, тратим деньги. Хотим в будущем устроиться на хорошую, высокооплачиваемую работу? Поступаем в вуз, получаем высшее образование.
Эта некая параллель с нашим вопросом. Чтобы какая-либо выбранная область развивалась, в нее нужно вложить ресурсы, которые могут быть самыми разными. Знания, время, опыт. Но самым важным всё-таки выступают финансы. Мы вкладываем их в какой-то проект, развиваем его, чтобы в дальнейшем это дело приносило нам прибыль.
Перенесем этот момент на предприятия, выпускающие ЛКМ. Их существует большое количество, расположенных по всей стране. Инвесторами руководит предпринимательская заинтересованность нескольких типов. Прежде всего, это вложения в крупные, основательные предприятия, производящие высококачественную продукцию, для дальнейшего расширения ассортимента и занятия новых ниш на рынке путем совершенствования технологий и оборудования.
Еще один тип вложений – в предприятия, имеющие хороший скрытый потенциал. Они покупаются для того, чтобы в дальнейшем их можно было наиболее выгодным образом продать.
Все изменения, связанные с вложением капиталов в развитие, условно можно разделить на две категории. Параметр, который используется при делении, - статус инвестора. Таким образом, вложение осуществляется либо отечественными, либо иностранными представителями.
Помимо вложений хорошим толчком для дальнейшего развития предприятия становится смена собственника. Данная тенденция часто наблюдается в России, когда происходит объединение довольно крупных компаний с последующим образование одного гиганта рынка лакокрасочных материалов.
Этот способ очень востребован и приносит свои плоды. До создания конгломерата оба производственных массива занимали стабильное положение, выпускали высококачественную продукцию, их бренд был популярен. При слиянии новый субъект становится еще более конкурентоспособным. Возникает возможность соперничества с иностранными производителями этого сегмента.
В качестве примера можно рассмотреть судьбу двух предприятий. Расположены они в Ярославском регионе. Это заводы «Лакокраска» и «Победа рабочих». По отдельности они представляли собой довольно серьёзных «акул» рынка.
А в результате объединения возник новый бренд «Ярославские краски», в дальнейшем ставший носить название «Русские краски». Лидирующие позиции в различных списках по качеству продукции были обеспечены.
Возросла и так высокая популярность этого продукта. А в настоящее время «Краски» сотрудничают со многими международными представителями.
Таким образом, смена владельца предприятия – вполне логичный способ для модернизации производства. Как правило, это явление характеризуется изменением маркетинга, повышением качественного уровня продукции, оборудования, применением новых разработок. Это приводит к расширению имеющейся линейки товаров и занятию более весомой рыночной доли. А как итог – увеличение объемов и вместе с ним доходности.
Российским предприятиям довольно трудно долгое время поддерживать высокие производственные позиции. Они занимают, в основном, низко- и среднестоимостные сегменты рынка, получаю прибыль за счет эффективных маркетинговых ходов. Более значимые позиции обеспечить тяжелее, ведь, как правило, заводы находятся на полном самостоятельном финансировании.
Иностранные фирмы занимают в этом плане более выгодное положение, отдавая предпочтение выпуску высокотехнологичных продуктов соответствующей ценовой категории.
Есть и довольно распространенные представители, осуществляющие деятельность на территории нашей страны. Среди них «Тиккурила», расположившаяся в Ленинградской области; «Акзо Нобель» - в Московской.
Отличительными чертами данных предприятий является мировая репутация, гарантия качества создаваемой продукции, передовые разработки в области лакокрасочных материалов, современные системы менеджмента и маркетинга, научные знания, постоянное обучение сотрудников, повышение их квалификации.
Мощное оборудование, приобретенное благодаря наличию необходимой денежной суммы, позволяет в годовых производственных объемах придерживаться отметки пять тысяч тонн ЛКМ.
Еще одним из способов достижения стабильной обстановки в отрасли реализации ЛКМ является поддержка малого и среднего предпринимательства. Крупные «акулы» все когда-то начинали с малого. Открытие собственного бизнеса при наличии необходимых финансовых средств, а самое главное – передовых знаний об организации, структуризации и управлении производством и рабочим процессом, будет очень эффективным и обязательно принесет плоды работы.
Молодые умы, проанализировав данную ситуацию, открыли и открывают ряд предприятий химической промышленности. Их число за последние несколько лет увеличилось пятикратно. Однако многие из них занимаются выпуском не очень качественной продукции, занимая значительную долю низкоценового рыночного сегмента.
Приоритет отдается не созданию солидного бренда, а быстрому способу получения прибыли. Такие фирмы еще называют «однодневками». Это частое явление, причем во всех видах промышленности.
Но есть и такие небольшие компании, которые стремятся развивать эту отрасль в своей стране. Применяют современные методы управления, новые технологии и разработки при изготовлении лакокрасочной продукции. Постепенно их деятельность набирает обороты, наименование товара распространяется, занимая более весомую нишу.
К таким предприятиям следует отнести:
Много новых экземпляров создается на таких небольших предприятиях, дальнейшее патентование и выпуск обеспечивает популяризацию по стране. Постепенно расширение структуры, появление новых подразделений определяет большие объемы производства, чем было на начальном этапе, а необходимое оборудование позволяет выполнять заказы четко в соответствие с требованиями заказчиков.
Лакокрасочная промышленность России может быть обновлена и оптимизирована под сегодняшние условия. Существует множество путей развития отрасли. Самый действенный из них – инвестирование в действующее существующее производство. Противостояние иностранным производителям возможно путем наращивания потенциала собственных предприятий. Повышение уровня конкурентоспособности становится возможным благодаря объединению крупных компаний, производящих лакокрасочную продукцию высокого качества, друг с другом.
Требуется регулирование деятельности иностранных организаций в пределах нашей территории в целях увеличения доли российских поставщиков на рынке ЛКМ. Также требуется необходимость создания мер поддержки малого и среднего предпринимательства, которые бы способствовали их росту и увеличению производственных объемов выпускаемой продукции.
Portland Paints and Products Nigeria Plc (PPPNP), дочерняя компания UAC Нигерии, заявила, что она перестраивается и сосредотачивает свое внимание на внутренней эффективности для роста и создания стоимости для заинтересованных сторон. Помимо реструктуризации своей деятельности, компания заявила, что будет также привлекать дополнительный капитал за счет выпуска прав.
Корпорация Huntsman обнародовала свои планы относительно реструктуризации своих подразделений по производству цветных пигментов.
Бизнес декоративных покрытий компании AkzoNobel будет реструктурирован. Об этом сообщает руководство компании. Данную реструктуризацию планируется провести в связи с тем, чтобы способствовать росту этого бизнеса на территории Европы, а также развивающихся регионов. 1 января 2014 года будет начата работа по «новой операционной модели».